Жемчужные ожерелья и кокошники с жемчугом – фото украшений и история

Жемчужные ожерелья и кокошники с жемчугом – фото украшений и история

Получить жемчуг в подарок – это наверно одно из самых заветных желаний многих женщин. Этот камень способен украсить абсолютно любую женщину и стать прекрасным дополнением почти к любому наряду. История жемчуга началась давно-давно, что еще раз доказывает универсальность этого ювелирного украшения: им расшивали камзолы и платья царственных дам, делали браслеты и кольца, вправляли в диадемы и короны. Жемчуг постепенно стал признаком принадлежности к аристократическому обществу. Так даже существовало правило придворного этикета, когда ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее – цепочки с кулоном, колье – что-либо должно было быть надето обязательно. Знаменитый Феликс Юсупов как-то вспоминал случай, когда его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять одно из фамильных украшений (по легенде это была ее знаменитая жемчужина Перегрина с 300 жемчужинами императрицы Евгении, купленными у ювелира Феберже), т. к. императрица в тот день не украсила себя чем-то подобным по ценности. Княгиня немедленно исполнила это (а по легенде даже отдала “поносить” украшение на вечер императрице), но, т. к. другого украшения на шее у нее не было Юсуповы вынуждены были покинуть театр.

Скорее всего это правило о недопустимости “голой” шеи и причина тому, что очень часто на многих картинах и фотографиях мы видим светских особ именно с ниткой жемчуга на шее. Иногда она очень тоненькая, что часто очень подчеркивает женственность и невинность юных девушек, иногда же она наоборот вызывающе длинная, что уже становится привилегией дам более зрелых и опытных. В более же торжественных случаях жемчуга становится много, очень много и он призван продемонстрировать не только красоту его обладательницы, но богатство и высокое положение в обществе.

Более всего поразило меня празднество в мою честь у князей Юсуповых. Княгиня была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля. В окнах дворца мрачный город и колокольни. Кричащая роскошь в русском вкусе сочеталась у Юсуповых с чисто французским изяществом. На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове – кокошник, по-нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один – целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу…”

В сокровищницах Алмазного фонда и Оружейной палаты Кремля сохранились шитые жемчугом царские уборы: шапка Мономаха, шапка Казанская и шапка Алмазная, а также оклады икон Богоматерь Одигитрия, Владимирская Богоматерь и жемчужный крест искусной работы — аксамит.

В коллекции Государственного Эрмитажа хранится подвеска “Жемчужный лебедь”. Тело птицы образовано крупной жемчужиной, а шея, крылья и хвост выполнены из золота и покрыты белой эмалью. Шея и крылья птицы усыпаны алмазами. Нижняя часть оправы жемчужины покрыта яркой голубовато-зеленой эмалью, воссоздающей гладь вод, по которым скользит драгоценная птица.

Стоимость жемчуга во все времена определяли его вес и размер. Традиционно на Руси жемчужины по размеру делили на “большие”, “средние” и “мелкие”. Встречались и другие, более оригинальные градации. В “Минералогическом словаре”, изданном в 1790 году, говорится: “Жемчуг, который величиною бывает против вишен, называют вишенным”. Разделение жемчуга по форме также практиковалось еще в XVI веке. Жемчуг правильной сферической формы с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который “на блюдечке не стоит на месте”, называли “скатным” или “окатным”.

Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин. Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех. Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны. Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен. По свидетельствам современников, “жемчуг царицы был превосходным, и бриллианты в ушах сверкали всеми цветами радуги“.

Читайте также:
Дорожные фены: разновидности, выбор, использование

Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом. Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья.

Европа тоже жила по тем же правилам и поэтому так часто мы любуемся картинами и фотографиями, с которых на нас смотрят дамы в жумчужных украшениях. Королевы, фаворитки, юные принцессы, а потом уже в ХХ веке великие актрисы и просто состоятельные дамы.

Астрологи все спорят: под каким знаком родившимся людям можно носить жемчуг, а под каким – нельзя? Одни утверждают, что жемчуг – это только камень Рыб. Другие делают исключение для Водолеев. А всем остальным знакам якобы носить жемчуг запрещено категорически. Но скорее всего это ерунда. жемчуг умирает без человеческого тепла, как и человек тускнеет без его красоты. Есть мнение, что жемчуг усмиряет гордыню и тщеславие, дарует покорность и постоянство. Как говорили на Руси: если человек в ладу со своей совестью, то и жемчуг поможет ему стать непобедимым.

Нежно-розовый жемчуг добывают у берегов Индии.
Желтоватый жемчуг – в прибрежных водах Шри-Ланки.
Красновато-коричневый жемчуг можно найти в Мексике.
Коричнево-золотистый – у берегов Панамы.
У берегов Японии жемчуг имеет белый или светло-зеленоватый цвет.
Нежно-кремовый – в Персидском заливе.
У берегов Австралии – белый или серебристо-белый.
У Багамских островов – светло-розовый жемчуг.
У берегов Калифорнии – розовый, темно-коричневый(!) или черный.
Лучший черный жемчуг можно найти у острова Таити.
Золотой, светло-желтый оттенок жемчуга можно найти в морях Малайзии, Таиланда и Филиппин.

Самая большая жемчужина, известная на сегодняшний день, имеет вес 2,27 кг (. ) и размер более 15 см. Ее нашли в прибрежных водах Филиппин. Вообще жемчуг имеет размер в среднем от 5 до 6 мм в диаметре. Весь жемчуг, который по диаметру больше 7-8 мм, считается крупным и стоит гораздо дороже, чем “средний”. “Мелочь”, размером от 3 мм до 5 мм, самая дешевая. Черный жемчуг с Таити имеет размер от 8 до 14 мм, а порой и 18-22 мм – он самый красивый и, естественно, самый дорогой.

Кокошник с бриллиантами и жемчужинами, работы придворного ювелира Болина, 1841 г, принадлежавший императрице Марии Федоровне. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин. Диадема в данный момент находится в собственности И.Маркос (Филиппины)

Окатный жемчуг, розовый, речной,
Русалочьим дыханьем замолила,
Прополоскала млечною росой
И под подушкой семь ночей таила.

Потом вонзила в смоль своих волос
И по лугам бродила средь тумана.
И мне пригрезился жемчужный гость,
Легко жемчужная открылась тайна.

И я плыла в прозрачной пустоте,
Изгибами жемчужными белея…
Я пленница жемчужины, а те,
Что в чёрных волосах зовут бледнея,
Вам будут сниться, словно вербный шёлк,
Который позабыть никто не смог.

Тайны жемчуга Романовых. Русская красавица.

Жемчуг с древних времен считается камнем знати и аристократии. Его носили королевы и придворные, деятельницы культуры и вершительницы истории. В России любовь к жемчужным украшениям достигла своего пика в 19 веке. Любой иностранец, появляющийся при дворе русских императоров в то время, был поражен тем количеством жемчуга, которым осыпали себя знатные русские дамы. Перламутровый камень вставляли в серьги, кольца и бусы, им обшивали платья и головные уборы, некоторые особо рьяные любительницы роскоши украшали россыпями жемчуга даже обувь, носовые платочки и веера.

Если сегодня законодательницами моды являются актрисы, дизайнеры, медийные красавицы и инста-дивы, то в далеком 19 веке тренды диктовали представители императорской семьи. Модницы того времени собирали жемчуг в тяжелые массивные ожерелья так, как это делала императрица Александра Федоровна.

Александра Федоровна Романова

Грозди жемчужных бус вплетали в волосы по примеру Марии Александровны Романовой. Страшно представить, сколько времени и сил тратилось на создание такой драгоценной прически.

Мария Александровна Романовоа

Известно, что мода циклична. Доказательством этого служит пример супруги Александра 3 – Марии Федоровны, которая ввела среди русской знати моду на драгоценные жемчужные ошейники, прообразы современных чокеров, которую радостно переняли многие модницы того времени.

Мария Федоровна

Глядя на все эти портреты, волей-неволей возникают мысли о кладовых, полных сокровищ, таинственных кладах и несметных богатствах императорской семьи. Где сейчас эти исторические реликвии? Кто сейчас держит в руках творения великих старых ювелиров?

Читайте также:
Здоровое питание: польза киви для здоровья, красоты и похудения

Судьба драгоценного наследия великого императорского дома Романовых сложна и неоднозначна. Часть царских украшений была утеряна безвозвратно во время революции, часть разлетелась по частным коллекциям в разных уголках мира, а часть до сих пор можно увидеть, посетив Алмазный Фонд в Кремле.

 Сокровищница Романовых.

1920 год. Оценка советскими специалистами сокровищницы Романовых.

Об одной из прекрасных драгоценностей семьи Романовых мы расскажем Вам сегодня.

Платиновая тиара с бриллиантам и подвесными молочно-белыми каплевидными натуральными жемчужинами

«Русская красавица» – тонкой работы платиновая тиара с бриллиантам и подвесными молочно-белыми каплевидными натуральными жемчужинами, колыхающимися от любого движения воздуха. Красивейшая легкая тиара является воплощением грации, нежности и утонченной женственности, но имеет долгую и запутанную судьбу.

Небольшая предыстория. Император Николай 1 Романов славился любовью к русскому колориту. В один прекрасный момент он решил привести придворную моду к единообразию и повелел знати появляться в свет в исконно русских нарядах. При чем, император не поленился регламентировать внешний вид своих подданных согласно их чинам и рангам. Кокошники и сарафаны вновь появились в шкафах знатных дам.

Один из самых страшных кошмаров современной девушки – придти на вечеринку и встретить там женщину в таком же наряде. Аристократки 19 века, в сущности, мало чем отличались от нас, им тоже не хотелось попадать в подобные казусные ситуации и они начали украшать свои, в сущности однотипные, предметы обязательного русского народного гардероба кто во что горазд. Дорогостоящие ткани и меха, драгоценные камни и металлы – все шло на попытку преобразовать обязательную придворную униформу.

Александра Федоровна – жена Николая 1

То ли Александра Федоровна – жена Николая 1 хотела утереть нос знатным завистникам, то император Николай 1 сам решил выделить свою супругу, но в 1841 году самодержец заказал у придворного ювелира Карла Болина роскошную диадему-кокошник в русском стиле. Так «русская красавица» увидела свет.

Россыпь бриллиантов и 25 крупных свободно закрепленных жемчужин поразили воображение не только русской знати, но даже искушенных иностранных ювелиров. Диадема Болина стала излюбленным украшением русских цариц. Некоторые искусствоведы утверждают, что дизайнеры модного дома Cartier, создавая в начале 20 века свою знаменитую диадему вдохновлялись именно «русской красавицей» – уж очень у них схожая форма и выделка.

Россыпь бриллиантов и 25 крупных свободно закрепленных жемчужин

Но наступил 20 век. В 1919 году Мария Федоровна Романова – тогдашняя владелица драгоценной тиары, бежит из объятой огнем революции России. Жемчужная диадема, попавшая в руки большевикам вместе с другими сокровищами Романовых, была продана с аукциона. По слухам, ей завладела компания Holmes & Co., в последствии перепродавшая ее герцогу Мальборо. Герцог подарил русскую драгоценность своей второй жене Глэдис Мэри Дикон.

Мария Федоровна Романова - фото 2

Но на этом история «русской красавицы» не кончилась. Уже в 1970-х годах драгоценное наследие Романовых вновь выставили на торги. На сей раз, покупательницей стала сама Имельда Маркос, вдова президента Филиппин и известный политический деятель. Тут след тиары теряется. Ходят слухи, что Имельда, не зная истории купленной ею драгоценности, просто приказала разобрать «русскую красавицу» и продать по частям. Но, есть мнение, что тиара до сих пор лежит в банке Филиппин и может еще появится на каком-нибудь престижном закрытом аукционе.

«Стоп, а как же тиара «русская красавица», которая лежит в русском Алмазном фонде?!» – спросите Вы. Действительно, в Оружейной палате Московского Кремля лежит жемчужный кокошник «русская красавица» – реплика знаменитого украшения, созданная в советские времена ювелирами В.Николаевым, Г. Алексахиным и В. Ситниковым. Авторы украшения старались в своей работе полностью воссоздать оригинал и даже закрепили жемчужины точно так же, как и на царском украшении – подвижно.

Царское украшение с подвижными жемчужинами

Стоит заметить, что в утерянной тиаре Романовых использовалось 25 натуральных жемчужин, тогда как в украшении, лежащем в Алмазном фонде – 25 искусственно выращенных камней.

Русский жемчуг

В ХVII веке Россия ещё не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра. Но каждая русская женщина была в жемчуге: жемчуг на платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках. Россия была жемчужной страной.

Журавлев Фирс Сергеевич. «Боярышня»

В ХVII веке за жемчугом ходили почти, как за рыбой.

На Руси было известно более 150 жемчугоносных рек. «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин».

Ф.Солнцев. Одежда тверских женщин и девицы

Корзухин Алексей Иванович. «Боярышня»

Читайте также:
Какая чистка лица лучше?

Иногда на картинах классиков 19 века можно увидеть самых обычных русских женщин – крестьянок, мещанок, в красивейших кокошниках, украшенных жемчугами, в жемчужных ожерелиях. Жемчуг на картинах крупный, белый, очень красивый. и прекрасно оттеняет красоту женщин Русского Севера.

Олешкевич Иосиф Иванович. «Портрет молодой женщины»

Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское озеро, реки Валбужа, Галмужа, ручей Вичай, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг.
Белого же жемчуга было много в новгородском озере Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге; в Вории – в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в притоках Мсты, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер. реки Терского берега Кольского полуострова, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.

Озеро Селигер

Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России.

В ХIХ веке барон Гакстгаузен, осмотревший сокровищницу Троице-Сергиевой Лавры, воскликнул: «Трудно сосчитать жемчуг на образах и утвари у Троицы, легче было бы мерить его четвериками.» В четверике 36 литров с четвертью.

Потому и рядились в жемчуг крестьянки. Чего проще! Сделал плот с дырой посредине, накрыл себя, чтобы свет не мешал, и по мелкой воде сгребай со дна ракушки.
Бездумная эта ловля в конце концов полностью исчерпала жемчужницу.

Тимофеев Василий Тимофеевич. «Портрет молодой женщины»

Добытый жемчуг клали в рот на два часа – “замаривали”. Потом – в мокрую тряпицу и держали на груди. Все это делалось ради цвета. Ценились зерна окатные, круглые. Неровный жемчуг называли рогатым, угольчатым, уродцем, зубоватым, половинчатым.

Соколов Александр Петрович. «Портрет М.К.Тенишевой»

Стоил речной жемчуг недорого: за 60 зерен мелкого просили 13 алтын.
Когда женщина была в жемчуге, о ней былины складывали. Иссяк жемчуг – верх взяла частушка.

«На образах богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе». (Барон Гакстгаузен)

«Всех скорбящих Радость» (список царевны в драгоценной окладе)

Риза, в которой царь Федор Иоаннович венчался на царство, была сплошь из жемчуга и драгоценных камней и весила более 80 килограммов. Жемчужными были саккосы патриарха Никона и других владык Русской Церкви.

Митра. 1626 г. (с переделками XVIII в.).

Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость. Жемчужины неправильной формы называли “рогатыми” или “угольчатыми”.


В.Шилов. Шестой Патриарх Московский и всея Руси Ником (1652-1658)

В первой половине 17 века в Москве существовал специальный рынок – жемчужный ряд, на котором торговали жемчугом.

Невероятно, но ещё каких-нибудь 150 лет назад в небольших речках, таких как Охта, под Санкт-Петербургом крестьяне занимались жемчужным промыслом. Занятие это было весьма доходным делом. В 1917 году они рассказывали, что за одну качественную жемчужину в Петербурге платят по 50 рублей и больше, при учёте, что за 10 рублей тогда можно было корову купить.


Жена Николая I – Александра Фёдоровна (1798-1860) – урождённая принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина, известная также как Шарлотта Прусская. Художник Франц Крюгер

Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. В 1562 году Иван Грозный дарит Соловецкому монастырю крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом. Мантия и шапка этого царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех, а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.


Кокошник жемчужный. XIX в.
Галун, речной и искусственный жемчуг, перламутр, бисер, золот-ные нити.
Золотное шитье и низание.

В истории России описан такой случай: у Ивана Грозного был посох, обшитый прекрасным северным жемчугом. И вот однажды этот жемчуг внезапно “потух”. Для суеверного царя посох был едва ли не символом его власти, поэтому он решительно приказал восстановить его первоначальный блеск. Во исполнение приказа жемчуг был спорот с посоха, нанизан на вощеную нитку и незамедлительно отослан в село Кереть, в Карелию, где знахарь, умевший возвращать “потухшему” жемчугу блеск и сверкание. Для выполнения этой нелегкой задачи одна из молодых девушек должна была надеть присланное ожерелье на шею и купаться с ним в реке сто и одну ночь. Согласно другой трактовке этого предания, дабы вернуть блеск потухшему жемчугу, посох Ивана Грозного 101 раз опускали в воду северных рек. Точно ли так совершалась эта операция, неизвестно, однако жемчуг был возвращен царю “ожившим”.

Читайте также:
Как правильно прикладывать малыша


Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Русская красавица

В России добычей жемчуга занимались в основном монастыри, а также частные лица. Но в 1712 году был издан указ о запрещении добычи жемчуга частными лицами. Правда, ожидаемого результата это не принесло, и добычу вновь разрешили, но ввели правило — сдавать в казну наиболее крупные и чистые жемчужины.

Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом. Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья. На именины, Рождество и Пасху дочери царственной четы Романовых получали в подарок по жемчужине. К совершеннолетию каждая девушка становилась обладательницей нитки прекрасного жемчуга.


Русская Императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Алиса Гессен. Генрих фон Ангели

Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.

Крамской Иван Николаевич «Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III»

Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех. Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны. Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен.


Александр Брюллов. Александра Федоровна.

В сокровищницах Алмазного фонда и Оружейной палаты Кремля сохранились шитые жемчугом царские уборы: шапка Мономаха, шапка Казанская и шапка Алмазная, а также оклады икон Богоматерь Одигитрия, Владимирская Богоматерь и жемчужный крест искусной работы — аксамит. Созданные с мастерством и любовью, ризы дополняют и оттеняют образ, несут в себе богатую символику, становятся украшением дома или храма. Золото символизирует Божественную благодать, серебро – чистоту, жемчуг – святость, непорочность.

Риза иконы «Богоматерь Владимирская» 1657 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, скань, эмаль

История жемчуга началась давно-давно, что еще раз доказывает универсальность этого ювелирного украшения: им расшивали камзолы и платья царственных дам, делали браслеты и кольца, вправляли в диадемы и короны. Жемчуг постепенно стал признаком принадлежности к аристократическому обществу. Так даже существовало правило придворного этикета: дамы не могли появиться в свете с голой шеей: цепочка с кулоном, колье – что-либо должно было быть надето обязательно.

Макаров Иван Кузьмич. «Великая княгиня Мария Александровна»

В наши дни родители могут возродить красивую традицию дарить своим детям жемчужины — символ любви и преданности, с детства прививая вкус к прекрасному. Украшения с жемчугом часто упоминаются на страницах мировой и русской классической литературы. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» на первом балу Наташи Ростовой кавалеры галантно ухаживали за «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с жемчугами на открытых руках и шеях».


Маковский К.Е.
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900-е

Tiara «The Russian beauty» или диадема «Русская красавица» — одно из тех ювелирных украшений, которое стало материальным выражением самого светлого чувства — любви. Роскошное произведение искусства было создано по заказу императора Николая I. Монарх подарил уникальную диадему, сделанную в виде кокошника, своей супруге. «Русская красавица» была изготовлена в 1841 году.

Именно Николай I повелел, чтобы кокошники носили все придворные дамы. Эта деталь стала элементом парадного туалета.

Княгиня З.Н. Юсупова На костюмированном балу 1903 года.

Ну а история русского жемчуга — неотъемлемая страница истории народа, его духовной культуры и хотелось бы, чтобы эта история Русского жемчуга продолжалась и сегодня…..

В нашей стране есть еще несколько десятков рек, где Margaritifera margaritifera живет и размножается. Более того, в нескольких из них численность популяций этих моллюсков измеряется миллионами особей. Это одни из самых больших из сохранившихся популяций на планете.

Читайте также:
В чем суть голливудской диеты?


Жан Марк Наттье
Портрет императрицы Екатерины I. 1717
Государственный Эрмитаж

Франсуа Фламан.
Портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина».

Императрица Александра Федоровна с двумя старшими детьми, Александр и Мария Николаевна.
Дж. Доу, ок. 1820 г

Рейхель Карл Яковлевич.
Портрет императрицы Александры Федоровны

Кристина Робертсон
Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. 1840г.

Кристина Робертсон
Портрет Великой Княгини Марии Александровны

Кристина Робертсон
Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1841г.

Соломко Сергей Сергеевич (1867-1928) ?
Молодая женщина в головном уборе

Грибков Сергей Иванович 1893
Боярыня у водоёма

Прятки
Грибков Сергей Иванович 1893

Franz Xavier Winterhalter (1805-1873)
Countess Varvara Alekseyevna Musina-Pushkina 1857

Franz Xavier Winterhalter (1805-1873)
The Empress Maria Alexandrovna of Russia 1857

В.Боровиковский
Портрет Е.Г. Тёмкино

Василий Тропинин
Портрет П.И.Сапожниковой. 1826 г.

Нефф Т.А. Портрет сестер Вольф 1861

Цитата сообщения Bo4kaMeda
Прочитать целиком

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Глядя на старинные полотна и фотографии порой удивляешься, как дорого одеты жительницы «немытой России». Невероятной красоты украшения и головные уборы из жемчуга, на которые уходило огромное количество этого драгоценного материала, были, конечно, семейным достоянием и передавались из поколения в поколение, но, тем не менее, странно, что они были доступны не только знати, но и зажиточным крестьянам.

Жемчужный промысел

Ответ на вопрос, откуда у крестьян раньше было столько жемчуга, очень прост – они его сами добывали. Европейская жемчужница в огромных количествах водилась в северных реках, особенно – в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Около 200 жемчугоносных рек было известно в XVII веке в России. Для добычи драгоценных перлов строили специальные плоты. В центре была дыра, в которую просматривали дно, и, если натыкались на скопление раковин, вытаскивали их специальными длинными щипцами. На мелководье жемчужниц просто нащупывали ногами и доставали – такой промысел был под силу даже детям.

Добыча жемчуга с плота в России

Интересно, что, найдя крупную жемчужину, ее на пару часов засовывали в рот, «замаривали», а потом еще некоторое время держали на груди в мокрой тряпице – считалось, что так жемчужина укрепляется.

В старину жемчужный промысел был доступен абсолютно всем

Конечно, речной жемчуг отличается от морского, но зато его было очень много, да иногда среди неправильных и мелких попадались настоящие «перлы» – крупные и абсолютно ровные, такие, что, если положить на блюдечко, жемчужина сама не будет стоять на месте. Такой жемчуг назывался «скатным» и, кстати, именно так определяли его стоимость – чем дольше катится сам, тем дороже.

Русские красавицы в жемчугах на портретах Маковского

Объемы добычи были такими, что жемчуг был действительно доступен даже небогатым людям. Им украшали не только одежду, но и оклады икон, фрески и предметы культа, книги, седла, оружие. До конца XIX Россия была после Индии вторым поставщиком жемчуга в Европу. Государство несколько раз пыталось взять выгодную добычу под контроль, но это не получалось. Например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет. А Елизавета Петровна запрещать добычу не стала, но привлекла к этому делу армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях. Хотя жемчуга в царских сокровищницах хватало всегда. Особенно это было заметно во время разгромов: в 1611 году, взяв Кремль, поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.

Церемониальная одежда русских царей была богато расшита жемчугом

Богатство на голове

Жемчуг, как природный материал, да еще и выращенный внутри раковины, всегда наделялся магическими свойствами. Белизна, переливчатость блеска делали его символом чистоты и праведности, поэтому особенно любили его девушки и молодые женщины. В каждой области наряды и головные уборы имели свои особенности, поэтому неудивительно, что наиболее богатыми жемчужными украшениями отличались северные губернии. Для изготовления некоторых головных уборов уходило огромное количество этого драгоценного материала.

Торопецкий кокошник – особый вид женского головного убора отличался множеством жемчужных шишечек. Считался символом плодородия: «Сколько шишек, столько детишек» .

Кокошник с жемчужными шишечками – женское украшение псковской области, особенно славились в его изготовлении мастерицы Торопецкого уезда

Кокошник с жемчужными шишечками – женское украшение псковской области, особенно славились в его изготовлении мастерицы Торопецкого уезда

Северная поднизь – волнообразная нижняя часть головного убора девушек Заонежья. На изготовление этой сеточки уходило 3 до 20 золотников жемчуга (1 золотник — 4,26 г), так что стоило такое украшение недешево даже в старину.

Читайте также:
Как выбрать ремень мужчине

Фотографии девушек северных регионов России. Богатая северная поднизь – богатая и очень красивая часть головного убора.

Фотографии девушек северных регионов России. Богатая северная поднизь – богатая и очень красивая часть головного убора.

Девушка-карелка в национальном головном уборе

Псковский кокошник – необычный вид этого украшения представлял собой картонную «шляпу», обтянутую богато расшитой тканью, и сеточку-поднизь, которую еще называли «ряской». Особенно интересными были эти головные уборы в Верхних Луках.

Необычный кокошник Псковской губернии

Такие украшения были семейной гордостью. В старину считалось, что жемчуг, как «живой» материал, любит молодых, а на стариках он со временем тускнеет и сохнет. Поэтому пожилые женщины передавали свои сокровища девушкам и молодухам, чтобы восстановить их блеск. Кроме такого «щадящего» способа были еще народные рецепты для восстановления красоты потускневших жемчужин. Правда, не все они годились для готовых сложнейших изделий. Самым простым способом считалась очистка солью: жемчуг в полотняном мешочке нужно было пересыпать ею и полоскать в воде, пока соль не растворится, вымыв чужеродные частицы. Еще хорошим средством для очистки слыла майская роса. Ну, а если ничего не помогало, давали склевать жемчужину самому яркому петуху. Через несколько часов ее доставали из птичьего желудка, сияющей первозданным блеском, а заодно и суп варили.

От избы до дворца

Понятно, что многовековая добыча в таких массовых масштабах постепенно привела к истощению этого природного ресурса. Со временем жемчуга в России становилось все меньше, а цены на него возрастали. Однако высший свет, разумеется, не отказывал себе в этом, теперь уже дорогом, удовольствии. Понятно, что только местным жемчугом они никогда не ограничивались. Сохранилось огромное количество портретов XVIII-XIX веков, на которых русская знать щеголяет своими драгоценностями. Дело, наверное, еще в том, что жемчуг, очень красив, но при этом скромен. Он оттеняет женскую красоту, не перетягивая внимания на себя, поэтому жемчужные украшения во все времена очень любили писать художники.

Ф.К. Винтерхальтен, портрет императрицы Марии Александровны

Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе работы Ивана Крамского, 1880-е гг. (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж)

Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе работы Ивана Крамского, 1880-е гг. (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж)

Одной их красивейших дам своей эпохи была Зинаида Николаевна Юсупова. От княгини Татьяны Васильевны, племянницы Потемкина, она унаследовала богатейшую коллекцию украшений. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:

«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную «Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят, в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах».

Франсуа Фламенг, портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина»

К сожалению, сегодня жемчуг перестал быть общедоступным украшением, хотя многочисленные фермы по выращиванию жемчужниц и насыщают рынок своей продукцией.

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Глядя на старинные полотна и фотографии порой удивляешься, как дорого одеты жительницы «немытой России».

Невероятной красоты украшения и головные уборы из жемчуга, на которые уходило огромное количество этого драгоценного материала, были, конечно, семейным достоянием и передавались из поколения в поколение, но, тем не менее, странно, что они были доступны не только знати, но и зажиточным крестьянам.

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Жемчужный промысел

С древности почитался на Руси жемчуг и высоко ценился. Он был признаком высоко положения в обществе, достатка и благополучия. В летописях есть упоминания, что у князя Святослава была серьга с двумя жемчужинами, а у Ивана Калиты был пояс с жемчугами. Ответ на вопрос, откуда у крестьян раньше было столько жемчуга, очень прост – они его сами добывали. Европейская жемчужница в огромных количествах водилась в северных реках, особенно – в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Около 200 жемчугоносных рек было известно в XVII веке в России. Для добычи драгоценных перлов строили специальные плоты. В центре была дыра, в которую просматривали дно, и, если натыкались на скопление раковин, вытаскивали их специальными длинными щипцами. На мелководье жемчужниц просто нащупывали ногами и доставали – такой промысел был под силу даже детям.

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Добыча жемчуга с плота в России в р. Кемь, нач. XXв

Интересно, что, найдя крупную жемчужину, ее на пару часов засовывали в рот, «замаривали», а потом еще некоторое время держали на груди в мокрой тряпице – считалось, что так жемчужина укрепляется.

Читайте также:
Как сохранить любовь - полезные советы от психологов

Промыслом занимались ныряльщики за жемчугом. Для того чтобы получить 3-4 качественные жемчужины, требовалось открыть раковины до тонны моллюсков.

Лов жемчуга преимущественно начинался 15 июня, когда вода в реках убывает, и продолжался до 15 августа, пока вода в реке не становилась холодной. Раковины изымались обычно руками и выбрасывались на землю.

Иногда использовали сачок из сетки с крупной ячеей или драгу. В отдельных случаях употребляли раму – приспособление из четырех кольев, которыми собирали раковины со дна. В глубоких местах применялся деревянный шест с расщепленным концом – щипец.

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Для ловли на глубоких местах сооружали плот, в котором делали отверстие для берестяной трубы, в неё ловцы высматривали скопления жемчужниц. Лёжа на плоту, ловец двигался по течению реки, вода в которой была чиста и прозрачна. На быстрой и чистой, в те времена, реке Варгузе, в Архангельской убернии, добывали жемчуг, именуемый варгужским или новгородским. Карельский город Кемь славился своими жемчужными промыслами, недаром на его гербе изобразили жемчужное ожерелье. Добыча жемчуга велась в Псковской, Тверской, Новгородской губерниях. В старину жемчужный промысел был доступен абсолютно всем

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Конечно, речной жемчуг отличается от морского, но зато его было очень много, да иногда среди неправильных и мелких попадались настоящие «перлы» – крупные и абсолютно ровные, такие, что, если положить на блюдечко, жемчужина сама не будет стоять на месте. Такой жемчуг назывался «скатным» и, кстати, именно так определяли его стоимость – чем дольше катится сам, тем дороже.

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Русские красавицы в жемчугах на портретах Маковского

Объемы добычи были такими, что жемчуг был действительно доступен даже небогатым людям. Им украшали не только одежду, но и оклады икон, фрески и предметы культа, книги, седла, оружие. До конца XIX Россия была после Индии вторым поставщиком жемчуга в Европу.

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Промысел процветал и приносил немалый доход, пока в 1721 году Пётр I не взялся за дело. Он издал указ, преводящий весь жемчуг в собственность государства. Отныне всё добытое должно было сдаваться в государственную казну.

Местные крестьяне в глубинке особо не стремились исполнять такой указ и лет десять спустя стало очевидно, что завладеть всем жемчугом государству не удастся. Тогда был издан другой указ, разрешающий добычу, но с условием, что самый крупный, лучший жемчуг будет всё же сдаваться в коммерц-коллегию, за что выплачивалось вознаграждение.

Государство несколько раз пыталось взять выгодную добычу под контроль, но это не получалось. Например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет. А Елизавета Петровна запрещать добычу не стала, но привлекла к этому делу армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях. Хотя жемчуга в царских сокровищницах хватало всегда. Особенно это было заметно во время разгромов: в 1611 году, взяв Кремль, поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.

Церемониальная одежда русских царей была богато расшита жемчугом

Церемониальная одежда русских царей была богато расшита жемчугом

Богатство на голове

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Жемчуг, как природный материал, да еще и выращенный внутри раковины, всегда наделялся магическими свойствами. Белизна, переливчатость блеска делали его символом чистоты и праведности, поэтому особенно любили его девушки и молодые женщины. В каждой области наряды и головные уборы имели свои особенности, поэтому неудивительно, что наиболее богатыми жемчужными украшениями отличались северные губернии. Для изготовления некоторых головных уборов уходило огромное количество этого драгоценного материала. Торопецкий кокошник – особый вид женского головного убора отличался множеством жемчужных шишечек. Считался символом плодородия: «Сколько шишек, столько детишек». Кокошник с жемчужными шишечками – женское украшение псковской области, особенно славились в его изготовлении мастерицы Торопецкого уезда

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Северная поднизь – волнообразная нижняя часть головного убора девушек Заонежья. На изготовление этой сеточки уходило 3 до 20 золотников жемчуга (1 золотник — 4,26 г), так что стоило такое украшение недешево даже в старину. Фотографии девушек северных регионов России. Богатая северная поднизь – богатая и очень красивая часть головного убора. Девушка-карелка в национальном головном уборе и Необычный кокошник Псковской губернии

Псковский кокошник – необычный вид этого украшения представлял собой картонную «шляпу», обтянутую богато расшитой тканью, и сеточку-поднизь, которую еще называли «ряской». Особенно интересными были эти головные уборы в Верхних Луках. Такие украшения были семейной гордостью. В старину считалось, что жемчуг, как «живой» материал, любит молодых, а на стариках он со временем тускнеет и сохнет. Поэтому пожилые женщины передавали свои сокровища девушкам и молодухам, чтобы восстановить их блеск. Кроме такого «щадящего» способа были еще народные рецепты для восстановления красоты потускневших жемчужин. Правда, не все они годились для готовых сложнейших изделий. Самым простым способом считалась очистка солью: жемчуг в полотняном мешочке нужно было пересыпать ею и полоскать в воде, пока соль не растворится, вымыв чужеродные частицы. Еще хорошим средством для очистки слыла майская роса. Ну, а если ничего не помогало, давали склевать жемчужину самому яркому петуху. Через несколько часов ее доставали из птичьего желудка, сияющей первозданным блеском, а заодно и суп варили.

Читайте также:
Диетические десерты для похудения в домашних условиях: рецепты с калориями

От избы до дворца

Понятно, что многовековая добыча в таких массовых масштабах постепенно привела к истощению этого природного ресурса. Со временем жемчуга в России становилось все меньше, а цены на него возрастали. Однако высший свет, разумеется, не отказывал себе в этом, теперь уже дорогом, удовольствии. Понятно, что только местным жемчугом они никогда не ограничивались. Сохранилось огромное количество портретов XVIII-XIX веков, на которых русская знать щеголяет своими драгоценностями. Дело, наверное, еще в том, что жемчуг, очень красив, но при этом скромен. Он оттеняет женскую красоту, не перетягивая внимания на себя, поэтому жемчужные украшения во все времена очень любили писать художники. Ф.К. Винтерхальтен, портрет императрицы Марии Александровны Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе работы Ивана Крамского, 1880-е гг. (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж)

Одной их красивейших дам своей эпохи была Зинаида Николаевна Юсупова. От княгини Татьяны Васильевны, племянницы Потемкина, она унаследовала богатейшую коллекцию украшений. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную «Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят, в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах». Франсуа Фламенг, портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина»

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Разные были времена и законы относительно жемчужного промысла. Незадолго до революции на Русском Севере, по местам промысла ходили целовальники и отбирали десятину от добытого. Целовальники отбирают у поморов десятину жемчуга в царскую казну, 1906

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Промысел жемчуга в России почти непрерывно угасал, начиная с Петровских времён. Был небольшой подъём в 1912 году, а затем, в после Революции 1917 года, промысел признали нерентабельным и он практически прекратился. Реки загрязнились, рыбы, необходимой для размножения моллюсков, стало меньше, жемчужницы стали исчезать. Сейчас стали появляться фермы по искуственному выращиванию жемчуга. Они создаются на чистых озёрах, в экологически благополучных уголках России, в основном, как и прежде, в Северных районах.

К сожалению, сегодня жемчуг перестал быть общедоступным украшением, хотя многочисленные фермы по выращиванию жемчужниц и насыщают рынок своей продукцией.

Из истории жемчуга. 16-20 век. Живопись и фото.

Жемчужное ожерелье- украшение с одной из самых длинных историй.
Жемчуг входил и выходил из моды, но ожерелье из него благополучно сохранилось до наших дней в качестве любимого украшения женщин самых разных слоев и достатка.

До 15 века, когда был изобретен способ шлифовки алмазов и появились бриллианты, жемчуг считался самым драгоценным из сокровищ.

В предыдущем посте про жемчуг было множество картинок, на которых дамы и их платья буквально обсыпаны жемчугом, но такая роскошь была доступна лишь до истощения его естественных запасов.

————-Ожерелья-15-19 век———–
======================================== ===
На протяжении веков легендами был окружен не только жемчуг, но и его добыча, связанная с неимоверными трудностями и риском.

Натуральный, природный жемчуг встречается крайне редко и стоит очень дорого. Такой натуральный жемчуг добывался на Цейлоне и в Южной Индии, в Саудовской Аравии и странах Персидского залива.
Также жемчуг встречается на Таити, в Японии, Мексике, Панаме и США (Калифорния).

Lucas Cranach the Elder.
Venus and Cupid, 1518 – 1520
—————————
В 16-17 веках конкистадоры грабят богатейшие храмы, завоеванных ацтеков, и из Америки в Европу попадают около двух тысяч килограммов жемчуга. Рынок растет с необычайной скоростью и наступает Век Жемчуга.
Он стал доступен не только высшей знати, но и более широким социальным слоям. Остановить моду на жемчуг уже не в силах королевскими указами.
Ни один портрет того времени не обходится без роскошных украшений из редкого жемчуга Нового Света, но был популярен и пресноводный жемчуг.

Читайте также:
Компрессионная футболка для тренировок: описание с фото, модели, отзывы

Ожерелья часто дополнялись подвеской из более крупной жемчужины или драгоценных камней.

Portrait of a Woman with a Pearl Necklace
probably 1485–1495
Lorenzo Costa, Italian (Ferrarese), about 1460–1535

Bianca de’ Medici, Bronzino, 1542.
—————

Margaret of Valois as a Young Princess
Portrait by – Francois Clouet (1515-1572)
——————————-

Eleanora de’ Toledo and her son Don Giovanni de’ Medici, Bronzino, 1550.

1622-1625 Anne d’Autriche by Peter Paul Rubens (Norton Simon Museum in Pasadena, California)

———————-

1622 Ana de Austria by Peter Paul Rubens (Prado)
————————-

Henrietta Maria, Van Dyck, c 1636. Photo: San Diego Museum of Art.

1632 Henrietta Maria by Sir Anthonis van Dyck (Royal Collection)
————————

Charlotte Marguerite de Montmorency, ca 1610.
————————

1630s Elizabeth, Princess Palatine by Gerrit
van Honthorst studio (private collection)
—————–

Peter Paul Rubens

1616 Elizabeth Poulett by Robert Peake (Tate Gallery)
———————–

Portrait of a Woman Wearing a Pearl Necklace
1638
Unidentified artist, French

Portrait of Jeanne de Marigny, attributed to Charles (1604-92) and Henri Beaubrun (1603-77), Paris, about 1650-60, oil on canvas. Photo: Victoria and Albert Museum, London

Lady Catherine Howard, Van Dyck, 1638. Photo: Christie’s.
———————————-

1663 or later (estimated) Anne de Rohan-Chabot, Princesse de Soubise, Lady-in-Waiting to Queen Marie Therese by the Beaubrun brothers studio (Versailles
———————

Henriette-Anne d’Angleterre, duchesse d’Orleans (1644-1670) by ? (Versailles)

1667 ot later (estimated) Elisabeth d’Orleans, Duchesse de Guise by ? (Versailles) photo credit – Gérard Blot

Montespan in gold dress by Caspar Netscher (location unknown to gogm)

Portrait presumed to be Mademoiselle de la Valliere receiving presents from the King attributed to Louis Elle the Elder (Versailles)
——————–

Anna Maria (Brudenell),) (1642 – 20 April 1702) Countess of Shrewsbury by Sir Peter Lely (National Portrait Gallery, London)
———————-

1677 Queen Mary II by Sir Peter Lely (location unknown to gogm)

Anne-Marie-Louise d’Orléans, dite La Grande Mademoiselle by Louis Ferdinand Elle (Christie’s)

Sophie Dorothea of Celle, wife of King George I, before he ascended the throne in 1714. Her two children George Augustus and Sophia are also with the mother.

1718-1722 Isabel de Farnesio, reina de España by Miguel Jacinto Melendez (Prado)

Infanta Maria Antonia Fernanda (1729-1785), Queen of Piedmont-Sardinia by Anton Mengs studio (Versailles) bodice

Detail of Portrait of Mrs. Andrew Lindington, by Joseph Wright of Derby, c. 1761-63, Philadelphia Museum of Art.

Detail of Portrait of Mrs. William Mills (Rebecca Pritchard) and her daughter Eliza Shrewsbury, by James Earl, 1794-96, Winterthur

Мария-Антуанетта
Portrait of Marie Antoinette by Alexandre Kucharski, probably around 1791, at the height of the French revolution

Елизавета Алексеевна, Луиза-Мария-Августа Баденская

————Мария и Александра Федоровна———

Maria_Feodorovna_by_Borovikovsky

Bejewelled beauty Alexandra Feodorovna
Портрет императрицы Александры Фёдоровны.
————————————-
————-Жемчуг 19 века——
====================================
К 19 веку эра жемчуга заканчивается. Импорт жемчуга из Индии, Китая и Америки значительно сокращается по естественным причинам- истощению ресурсов.

Вторая причина- в Бразилии были обнаружены кимберлитовые трубки, и в 18 веке аристократия изменила свои вкусы, предпочитая жемчугу бриллианты. Они и выходят на первый план.
Дворовый этикет теперь предписывал носить жемчуг уже на полуофициальные приемы и мероприятия.
Новая аристократия выбрала свой символ власти – бриллиант.

Что интересно- падение интереса знати к жемчугу только усилило желание буржуазии его иметь.
В 19 веке жемчуг получает более широкое распространение среди богатых, но не титулованных граждан Европы.

Во второй половине 19 века состоятельные предприниматели могут позволить себе украшения уровня аристократии, просто заказывая копии у ювелиров. В моду входят длинные ожерелья из нескольких нитей, и жемчужная тиара – a must того времени.

19 век стал последним этапом в эре природного глубоководного жемчуга.
К началу 20 века ресурсы природного жемчуга по всему миру были истощены зверским способом добычи. Ради одной крупной жемчужины безупречной формы торговцы вылавливали и вскрывали до 10 000 устриц.

Читайте также:
10 уроков стиля от великого кутюрье Джорджио Армани для каждой женщины

В результате были уничтожены целые поколения устриц. Украшения из жемчуга минимизируются до одной нити.
Торговцы отправляются в поисках жемчуга дальше Индии и Китая. Они добираются до Австралии, Французской Полинезии и Японии.

Цена на жемчуг резко возрастает, так например, знаменитый ювелир Жак Картье приобрел небольшой магазин на легендарной 5-ой авеню в Нью-Йорке всего за два ожерелья из морского жемчуга.

Portrait of Empress Eugenie in 1853, wearing the famous pearl parure
Portrait by – Franz Xaver Winterhalter

Maria of Bavaria, Stieler, 1826.

————–Pоccия———
=================================
В России первые упоминания о жемчуге можно встретить в Сборнике Святослава, 1161 год – где автор называет жемчуг талисманом долгой и счастливой жизни.

Особенно ценили на Руси жемчуг, добываемый в реках на северо-западе страны. В средние века жемчуг был излюбленным камнем знати для украшения одежды, женских головных уборов – кокошников, одеяний церковных служителей и церковной утвари.

Как и в Европе- жемчуг становится модным и в России.
В начале 17 века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы-жемчужники.

Церковь владела монополией на добычу жемчуга в России. По количеству жемчуга на одежде служителя определяли его церковную иерархию – чем больше жемчуге, тем выше сан.
До сих пор почти в каждой православной церкви есть чаши и иконы, украшенные жемчугом. Многие жемчужные украшения сохранились в лучших музеях страны – Оружейная палата в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в сокровищнице Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде.

Петр Первый основывает светскую власть и провозглашает себя императором. Так церковь была лишена многих богатств, в том числе и монополии на жемчуг.
Он издает указ в 1721 году, согласно которому весь найденный жемчуг должен сдаваться в казну государства. Позже указ редактируется, и только крупный жемчуг считается собственностью Императора,с одним только условием: самый крупный и чистый жемчуг должен был доставляться в коммерц-коллегию, за что нашедшему выплачивалось денежное вознаграждение.

Украшения с жемчугом любили носить царственные особы. Особенно в сочетании с придворным костюмом в русском стиле, с кокошником:

Орлов Пимен Никитич (1812-1865)
Портрет неизвестной в русском придворном платье

Императрица Александра Федоровна
portrait by A. Malyukov, 1836

Крамской.
Portrait of Empress Maria Fiodorovna in a Head Dress Decorated with Pearls
——————–

Tsarina Maria Alexandrovna, Winterhalter, 1857.

Последняя российская императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) также очень любила украшения с жемчугом. С этим драгоценным камнем связана одна из традиций царственного семейства Романовых: каждой княжне дарили один бриллиант и одну жемчужину, тем самым собирая приданое к их совершеннолетию. Так получались бриллиантовое и жемчужное ожерелья.

Александр МАКОВСКИЙ (1869-1924). Портрет императрицы Александры Фёдоровны.

———-20 век—————-
===================
Идея выращивать жемчуг никогда не оставляла человечество.
Первые попытки культивирования жемчуга были предприняты китайцами 3000 лет назад.
В раковины пресноводных двустворчатых моллюсков с помощью раздвоенной бамбуковой палочки они закладывали шарики ила, смешанного с соком семян камфорного дерева, иногда шлифованные кусочки перламутра раковин-жемчужниц.
Затравки закреплялись на внутренней стенке раковины и со временем покрывались перламутровыми слоями.

Современная технология культивирования жемчуга была изобретена японцем Микимото на рубеже 20 века. Благодаря его новаторским усилиям, японский жемчуг Акойя вновь стал желанным украшением для женщин всего мира.

————1920-е———
В начале 20-го века в моду входит восточная тематика и опять появляется интерес к жемчугу.
В эти годы в моде были длинные нитки жемчуга, иногда в несколько рядов спадающие на грудь и на декольтированную спину.

portrait of Wally Toscanini 1925 by Alberto Martini (detail)

The trademark 1920s bonnet and pearls combo.

Norma Talmadge Pearls

Josephine Baker aka “the Black Pearl”

————-Coco Chanel-1930-е————–
«Жемчуг всегда прав», — заявила Коко Шанель, сделавшая жемчуг самым демократичным украшением, которое украсит любую женщину и подходит к любой одежде.

Великолепная жемчужная нить украшала шеи и декольте знаменитых Жаклин Кеннеди, Грейс Кели, Мерлин Монро и многих других:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: