История свадебных платьев

Свадебная мода: история и современность

Свадебная мода – это не только мода в прямом понимании данного термина: основные направления и тенденции формирования образа, но и система глубоких символических значений, которые определяют отличительные черты свадебного платья. История его формирования насчитывает многие столетия: от древнейших времен до наших дней. Несмотря на то, что свадебное платье в его традиционной форме и цвете появилось лишь в середине XIX века, оно всегда отличалось от повседневных и других праздничных платьев своей особой торжественностью, богатством и цветом тканей, символичностью украшений. Прежде чем выделиться в самостоятельную ассортиментную группу свадебное платье прошло долгий путь формирования его традиций и канонов.

Современная свадебная мода отличается многообразием форм и силуэтов, цветовых вариаций и аксессуаров, но, одновременно с этим, представляет собой особую систему традиционных ценностей образа невесты, которые оказывают значительное влияние на формирование тенденций подвенечных ансамблей. Система особых отличительных черт свадебного платья начинает складываться еще в Античности и, претерпевая неоднократные изменения, становится сегодня доминантой в формировании современных тенденций подвенечной моды.

До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало – издавна девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать, тем самым подчеркивая знатность и богатство своего рода. Так в Древней Греции и Риме в связи с культом богини Афродиты (Венеры), которая считалась покровительницей невест, основу подвенечного ансамбля составлял пеплос (в Древнем Риме – тога) – белое накладное платье. Дополнения костюма в виде застежек своей красотой и богатством рассказывали о состоятельности невесты. Золотая накидка, завершающая костюм, служила олицетворением солнца и счастья. Украшали голову венками из цветов и покрывалом, которое символизировало любовь и невинность [1]. Анализируя свадебные ансамбли Античности, можно сказать о том, что именно в это время формируется праобраз современной фаты – покрывало, и праобраз привычного белого свадебного платья, цвет которого на протяжении многих столетий будет постоянно меняться.

Средневековый европейский свадебный женский костюм Романики подчинялся византийским традициям и, также как и любой другой ансамбль этого периода, представлял собой монументальный, цельный, лаконичный, построенный на прямых вертикальных линиях, скрывающих естественные формы тела силуэт. Он был многослойным и состоял из нижнего платья – рубахи с узкими рукавами к запястьям – и верхнего платья (телогреи) из дорогой парчовой ткани, богато украшенной золотым и серебряным шитьем и жемчугом. Важными декоративными элементами, которые служили дополнениями к подвенечному ансамблю, были оплечье, обильно украшенное вышивкой; венцы (рясны) с височными жемчужными подвесками; поручи, выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж. Весить весь свадебный наряд невесты мог больше 15 килограмм, не считая головного убора, который представлял собой кокошник высотой до 50 сантиметров обильно украшенный драгоценными камнями и покрывало, которое сохраняло на протяжении всего времени свой сакральный смысл (рис. 1).

Рис. 1. Русский боярский свадебный костюм

Следующий этап развития свадебной моды приходится на позднее Средневековье с господствующим готическим стилем. В этот период общество стало более светским, одежда – более облегающей, с корсетом, завышенной талией, V-образ-ным глубоким вырезом и длинными рукавами. Еще одной необычной частью конструкции готического свадебного платья становится небольшая подушечка, которую и в повседневном, и в нарядном платье девушки подкладывали под складки юбки платья спереди, создавая тем самым впечатление беременности. Эта традиция была, прежде всего, связана с тем, что в Средневековье огромное число мужчин погибало в крестовых походах и войнах, а большее количество европейских городов было охвачено эпидемией чумы. Поэтому женщина «в положении» пользовалась особым уважением: она была источником новой жизни. В эту эпоху, как, впрочем, и ранее, невесты непременно надевали на свадьбу новое платье, которое раньше еще никто не видел. Оно обязательно должно было быть богаче и роскошнее всех остальных нарядов девушки. Возможно, для средневековой невесты красивое платье было единственной радостью от замужества, так как браки в то время заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью предписаний – было сказано, из какой ткани оно должно быть сшито (обычно использовали бархат или парчу), как украшено. При этом цветовая гамма наряда могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным, так как чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род. Голову невесты венчал тяжелый достигающий почти метра высотой головной убор в виде башни – энен. Чтобы удержать его, девушки всегда смотрели вниз и опускали голову. Энен обязательно украшала фата до пола из натурального шелка, которая защищала невесту от посторонних взоров [2].

Эпоха Возрождения полностью меняет каноны красоты и силуэт платья. Свадебный женский наряд итальянского Ренессанса теперь не деформирует женскую фигуру, он учитывает пропорции и естественные изгибы тела. Лиф с округлым вырезом плотно облегает тело, а юбка от талии к низу расходится легкими складками. К тому же в это время по причине проведения модных «белых балов», вновь становится популярным свадебное платье нежных пастельных оттенков. Первой в Европе подвенечный наряд белого цвета продемонстрировала королева Маргарита Валуа (рис. 2). С этого момента традиционное для нашего понимания белое платье было на протяжении двух столетий основополагающей частью свадебного ансамбля.

191

Рис. 2. Маргарита Валуа в свадебном платье

На смену традициям Ренессансной эстетики подвенечных нарядов приходит эпоха Барокко, которая коренным образом изменила силуэт свадебных платьев. Теперь костюм невесты подчиняется моде на платья с пышными юбками на кринолинах, объемными рукавами и многочисленными отделками в виде рюш и бантов. На смену белому цвету свадебных ансамблей пришел золотистый, зеленый, розовый, коралловый и даже черный, последний из которых был основным для вдов и символизировал память о первом супруге. Дополнениями к костюму были жемчужные ожерелья и браслеты, широкие отложные, полностью из кружев, воротники, которые свободно ниспадали с плеч и традиционная фата. Важным также становится тот факт, что теперь платье невесты, которое раньше надевалось всего один раз в жизни, после церемонии венчания становилось одним из праздничных платьев женщины, и она еще не раз могла использовать его для светских приемов.

Читайте также:
100 лет за 2 минуты: Визажисты показали, как изменилась мода на румяна

Свадебная мода XVIII века вновь претерпела изменения под влиянием стиля Рококо. Платье этого периода, в том числе и подвенечное, отличалось своей необыкновенной пышностью за счет конструкции нижнего платья «панье», когда при больших объемах юбки корсет лифа был очень узким, с очень глубоким декольте, которое к этому времени уже не считалось вульгарным, а скорее модным (рис. 3). Непременным атрибутом свадебного платья был шлейф – его длина определяла статус невесты. В моду вошли и напудренные парики, и высокие прически. Цвета свадебных платьев вновь становятся пастельными и нежными.

Мода на платья светлых оттенков продолжила свое развитие в XIX веке, в первой половине которого преобладал Неоклассицизм, а затем Ампир. Этому способствовало возрождение Античных силуэтов, связанных с новым культом Древнегреческой и Римской цивилизаций.

192

Рис. 3. Свадебное платье в эпоху Рококо

В прошлом остались все излишества в костюме – пудреные парики, платья с корсетами и панье, высокие каблуки и туфли с пряжками. Идеалам того времени служили античные образцы, поэтому одежда должна была получить форму, соответствующую анатомическому строению тела. Для достижения этой цели женщины отказались от очень узких корсетов, жестких юбок, высоких причесок, благодаря чему костюм этого периода стал ярким контрастом костюмам предыдущих эпох, деформирующих естественный силуэт женской фигуры. Модные дамы стремились выглядеть как античные богини в легких платьях-рубашках и сандалиях [3]. Эти перемены отразились и в свадебном наряде. Стиль Ампир диктует моду на платья из тонкой струящейся ткани с завышенной талией, глубоким вырезом, короткими рукавами и длинными перчатками (рис. 4). Вновь цветом подвенечного платья становится белый, моду на который ввела французская невеста Мюра, которая венчалась в белом атласном платье с кружевом.

193

Рис. 4. Свадебное платье Ампир

В конце первой трети XIX века для декора свадебного костюма стали популярны шелковые кружева «блонды» янтарно-золотистого цвета. Недостатком этого материала была его чрезмерная хрупкость. Кружева быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Поэтому его использовали лишь как элемент костюма, и только фата невесты могла быть полностью соткана из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, однако обильное украшение платьев указывало на дальнейшую реформу женского свадебного костюма.

В эпоху Бидермайер (20-30-е годы XIX века) линия талии опускается до естественных пропорций женской фигуры, декольте становится еще более глубоким, рукава объемными, возвращается корсет, а юбка вновь пышная – в моду возвращается кринолин. Однако цвет свадебного платья по-прежнему белый. Отличительной чертой подвенечного ансамбля этого времени стал головной убор из цветов апельсина – флер-д’оранж, который надолго закрепился в свадебной моде и стал символом невесты.

Начиная с середины XIX века свадебная мода стала меняться чаще, чем в предыдущие эпохи. К 90-м годам XIX века размер юбки свадебного платья заметно уменьшился, исчез обильный декор бантами и рюшами, а рукава-жиго наоборот стали еще объемнее и пышнее. С наступлением эпохи Модерна в начале XX века очень объемные юбки платьев окончательно вышли из моды. Подвенечный ансамбль стал более скромным и закрытым, глубокое декольте сменил воротник-стойка, однако корсет все еще присутствовал и моделировал женскую фигуру в соответствии с модой этого времени, важной отличительной чертой которой было наличие тюрнюра, превращавшего женское тело в S-образный силуэт, характерный именно для этого времени (рис. 5). Неизменным оставался по-прежнему цвет – белый, и такое дополнение, как фата, которое на протяжении всех столетий сопровождало невест к алтарю.

194

Рис. 5. Свадебное платье в эпоху Модерн

Большие перемены произошли в женском костюме в период Первой мировой войны, когда корсет утратил главенствующую роль в формообразовании женского тела, вследствие чего изменилась форма свадебного платья. Кроме того с началом войны Дома мод были закрыты, и женщины сами направляли движение моды. Именно в этот период сложился костюм, который женщины будут носить в XX в.: укоротились юбки, исчезли сложные прически и большие шляпы. Женщины коротко отстригли волосы и перестали носить кринолины. В связи с этим кардинально изменился и силуэт свадебного платья. В начале XX века под влиянием всемирной эмансипации женщин подвенечное платье значительно укоротилось (длина 7/8), линия талия опустилась на бедра, а силуэт стал прямым. Такое свадебное платье отличалось от повседневного лишь цветом (оно по-прежнему оставалось белым) и наличием фаты, которая иногда заменялась украшением для волос в виде перьев (рис. 6).

195

Рис. 6. Свадебное платье начала XX века

В течение всего XX века женская мода, в том числе и свадебная, претерпевала неоднократные изменения, модифицируясь под влиянием социально-экономических, политических и культурных событий. Так к 30-м годам свадебное платье обязательно включало в себя корсет, за отсутствие которого так долго вели борьбу женщины и врачи. Вернулась в моду и пышная юбка, которая нередко комплектовалась с коротким жакетом с «плечиками». В 50-х годах свадебное платье находилось под влиянием стиля «new look», который ввел в моду Кристиан Диор. Глубокий вырез-лодочка, узкая талия и пышная юбка представляли собой классический пример белого свадебного платья того периода (рис. 7). Следующее десятилетие диктовало свои каноны красоты. Подвенечный наряд теперь нередко длины мини, но по-прежнему традиционного цвета. Женственность, предложенная Диором, утратила свою актуальность и вернется в моду лишь к 80-м годам XX века, когда длинные платья с романтичным декором из кружева, рюш и вышивки вновь станут популярны среди невест [4].

Читайте также:
Colorama , как нанести цвета

196

Рис. 7. Свадебное платье в стиле «new look»

К началу XXI века свадебная мода представляет собой синтез модных форм и традиций, накопленных на протяжении многих столетий. В ней объединились и смешались различные стили и направления: от пышных форм Ренессанса и Барокко до минимализма «шестидесятых» (рис. 8).

197

Рис. 8. Современное свадебное платье

Каждый современный Дом моды предлагает нам свое прочтение, свой взгляд на то, каким должен быть подвенечный наряд. Как правило, оно формируется в рамках стиля, который характерен для того или иного брэнда, и включается в качестве завершающего ансамбля коллекций preat-a-porter либо целого блока в показах haute couture. Так, например, Дом моды «CHANEL», отличительной чертой которого является безупречный крой, многообразие отделки различными кантами, металлическими пуговицами, обилие аксессуаров, и, одновременно с этим, утонченность и элегантность, предлагает варианты подвенечных платьев, выдержанных в этой же концепции – лаконичные, сдержанные, но в то же время с многочисленными дополнениями в виде нитей жемчуга, брошей, головных уборов и перчаток. В коллекциях preat-a-porter и haute couture брэнда «VALENTINO» представлены нежные и воздушные свадебные платья с отделкой кружевом, органзой, бисером и пайетками, что создает образ очень трогательной и изысканной невесты. В работах Elie Saab прослеживается тенденция к выбору подвенечного ансамбля с обилием вышивки, рюш, воланов, кружева, пышной юбки и длинного шлейфа. Напротив, в коллекциях Дома моды «CHRISTIAN DIOR» можно увидеть минималистичные свадебные платья лаконичного кроя с отделкой в виде кружева или бисера [5]. Анализируя подвенечные наряды, представленные в современной индустрии моды, можно судить об их стилевом многообразии, но, несмотря на это, неизменным остается цвет – белый, и другие пастельные оттенки, которые и сегодня считаются традиционными для свадебных платьев. Однако философия современной моды не отрицает подвенечных нарядов альтернативных белому цветов: сегодня это выбор каждой невесты. Фата, история которой началась много веков назад, сопровождает девушку в этот важный день и в наше время. Только уже не в качестве части обряда и оберега, а как аксессуар к свадебному платью. Цветы, будь то букет невесты или венок, или рисунок кружева – остались одним из символов невесты [6].

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что свадебная мода зародилась еще в Античности и прошла долгий путь развития, чтобы в настоящее время представлять собой многообразие стилевых, цветовых и силуэтных решений. Начиная с древности, свадебное платье было нечто большим, чем просто одежда. Это символ невесты, показатель ее трудолюбия, знатности рода, оберег от недобрых взглядов и злых духов. Изменяясь под влиянием различных факторов, современное свадебное платье – это квинтэссенция лучших традиций разных эпох. Легкие белые платья Античности, которые привнесли в современный свадебный ансамбль греческий стиль с его ассиметричным кроем, сменили аскетичные наряды Средневековья, отличавшиеся богатством своего декора и тканей. Пышные, объемные и цветные платья эпохи Возрождения, Барокко, Рококо, Классицизма и Романтизма, наполненные декоративными элементами в виде рюш, бантов и кружева, заложили основу формирования романтического направления в современном свадебном платье. Упрощение женского костюма, начавшееся в XIX веке, когда господствовал стиль Ампир, привнесло композицию подвенечного платья новый прямой силуэт и такой элемент, как перчатки. На сегодняшний день данное направление свадебной моды стоит в числе одного из самого востребованного. Последующая трансформация подвенечного платья изменялась под влиянием ряда факторов таких, как эмансипация, революции и войны. Его силуэт, от прямого до «песочных часов» и трапеции, изменялся на протяжении всего столетия и воплощал в себе представление идеала женской красоты. Свадебные платья разных эпох – это и неизменный творческий источник для современных кутюрье, которые работают над созданием нарядов для невест: они вдохновляют, восхищают и завораживают.

История возникновения свадебного платья

История возникновения свадебного платья

Для женщины свадебное платье, пожалуй, самый долгожданный наряд. Век за веком сменяют друг друга, меняется наша жизнь и мода, но, как и всегда, очередная счастливая невеста трепетно притрагивается к свадебному обличью, как к удивительному и самому красивому наряду. Женщина остается женщиной и в любую эпоху мечтает выйти замуж.

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Сегодня в это трудно поверить, но как такового свадебного или подвенечного платья до середины XIX века не существовало. Невеста появлялась в самой лучшей одежде, которую имела.

Почему у свадебного платья есть душа

Неиссякаемый источник вдохновения для свадебной стилистики – народ. Как известно, каждая этническая народность самобытна, отличается своими традициями и вероисповеданием. Поэтому одеяния невесты в древние времена были глубоко символичны и несли неразрывную духовную связь поколений.

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Можно лишь поверхностно отследить моменты канонического формирования свадебной моды. Пересказать историю длиною в путь человечества практически невозможно. До нас дошли лишь отголоски тех времен, по которым можно судить, как одевались на свадьбу наши далёкие соплеменники.

Исходные точки истории

Античная эпоха

Древнегреческие и римские невесты наряжались при помощи длинной нарядной ткани светлого тона, скрепив ее на груди, спине или сбоку особыми застежками. Венок из лавровых листьев символизировал триумф молодости и красоты. Иногда его заменяли накидкой цвета золота. Строгие и простые линии были присущи античной гармонии.

Древний Египет

Именно там заключались первые юридические браки и появлялись брачные контракты. Ну как может обойтись без свадебного платья родина семейных уз? Оно у древнеегипетских женщин чуть ли не впервые стало обязательным. Калазирис (свадебный наряд невесты) был похож на античный. Белая ткань, расшитая золотом и драгоценными камнями, обнимала тело от груди до щиколоток и придерживалась бретелью.

Читайте также:
5 бьюти-хитростей для правильного маникюра на короткие ногти

Аскетичный фон расставлял акценты на украшения. Бесчисленные амулеты и обереги в виде подвесок, колец, браслетов, поясов, диадем носили глубоко сакральный смысл, так как являлись частицей веры. Они связывали новобрачную с божественными силами, защищая от злых духов и порчи. Популярные украшения зеленого цвета символизировали плодородие.

Древний Рим

Он не желал выставлять напоказ природные прелести своих женщин, культивируя скромность и целомудрие. Земная красота – грех, так считали римляне и прятали ее под складки огненно-желтого, как солнце, свадебного покрывала «фламениум». Торжественное убранство олицетворяло источник жизненной силы и света. Одежда снималась только, когда новоявленные супруги оставались наедине. Во многом культуру облачения в одежды римляне переняли у греков.

Смутный досредневековый период омрачался не только падением Римской империи, но и забытьем культа красоты человеческого тела. Византийские невесты стыдливо прятались под двойные бесформенные туники, расшитые золотом и жемчугами. Дозволялось бросать случайные взгляды лишь на дорогие тяжёлые ткани, из которых шились многослойные наряды.

Светская львица

Первые свадебные платья, привычные для нашего восприятия, появились в XV веке. Они коренным образом отличались от тех, что были ранее, и подчёркивали хрупкий силуэт и утончённую натуру юной девушки. Подобное платье можно назвать «едва беременна», поскольку они требовали объёмного округлого животика, который имитировался специальными подкладными подушками.

Грандиозной длины шляпка «энен» пирамидальной формы, дабы не соскользнуть с хозяйки, заставляла её ходить с покорно склонённой головой. Этот неудобный до нелепости головной убор еще и украшался шёлковой фатой.

Подвенечные платья эпохи глубокого Средневековья были несказанно узкими и сильно стесняли движения. Их шили из роскошной парчи или бархата, утягивая фигуру облегающим кроем и бесконечными застёжками. В приоритете оставались яркие цвета: алый, бордовый, пурпурный. Свадебное убранство не обходилось без томных вуалей, плывущих шлейфов, а то и без длинных в пол рукавов.

Готический стиль жизни не мог не отразиться на облике невесты. В те суровые время брак был самой настоящей сделкой. Причем в контракте оговаривалось все до мелочей, даже ткань и меховая отделка платья, в котором невеста пойдет под венец.

Свежее дуновение эпохи Возрождения пришло из Италии. Именно там появились мягко облегающие талию силуэты, пышные рукава и длинные многослойные юбки с ниспадающими в пол мягкими складками. Под юбку поддевались короткие игривые чулочки с завязками в виде бантов над коленом.

В качестве украшений преобладал жемчуг. Перламутровую морскую драгоценность вплетали в волосы, шею и руки украшали жемчужными ожерельями и браслетами. В народе жило поверье, что жемчуг скрепляет брачные узы. Так приживались традиции барокко.

В том же XVI веке из Испании были завезены жесткие корсеты и огромные круглые кружевные воротники. В свадебную моду приоткрыл завесу золотистый цвет, а чуть позже – розовый. В те времена женскую фигуру сравнивали с песочными часами.

XVIII век ворвался в Европу витиеватым французским стилем «рококо» и воротником Медичи, без которого выходное платье даже не мыслилось. Удушающе узкие костяные корсеты женщины затягивали талию, пока дамы могли дышать. Юбка «панье» с жестким кринолином и летящим шлейфом достигла запредельной пышности. Причем длина последнего указывала на статус невесты.

Обилие утонченных мелких деталей, кружева, рюшей, лент и бантов сводило с ума. Вполне уместными казались кудрявые напудренные парики, прически «высотою с дом» и грудь, стремящаяся из декольте наружу. Всё это было модным, изысканным, искусственно преувеличенным и отнюдь не считалось вульгарным. Ведь даже букет невесты тщательно подбирался под оттенок платья.

В конце столетия пришел сдержанный стиль ампир. Простой силуэт с сильно завышенной талией, маленькими рукавчиками и расширяющейся к низу юбкой хорошо знаком нам и сегодня. Разница лишь в том, что заднюю часть платья в те времена увеличивали в объеме специальным каркасом или подкладными подушечками. При этом оставалось предостаточно места для ярких и соблазнительных элементов «рококо». Надо отметить, что типичные цвета ампира – серебристый и белый. Впрочем, последний в ракурсе свадебной моды заслуживает отдельного внимания.

Белое шествие

Если брать во внимание нравы XVI-XVII столетий, то девушка в белом могла дойти только до монастыря и стать «Христовой невестой». У многих народов белый цвет считался атрибутом скорби по ушедшему человеку. Свадебный наряд мог быть голубым, розовым, зеленым, фиолетовым, бордовым и даже одиозно черным, но никак не белым.

Однако из существующего правила появлялись исключения. И какие весомые исключения! Ведь если можно Марии Стюарт, Анне Австрийской или королеве Марго, значит бояться нечего. Полную ясность в этом вопросе внесла английская королева Виктория. Ее белое свадебное платье одержало фантастический триумф на публике и подействовало как свежий наркотик на преданных красавиц, списывающих моду со своей Королевы. Остановить белоснежную свадебную волну оказалось невозможно. Наконец-то искушенный мир признал белый цвет, как символ чистоты и непорочности.

XIX век принес невестам золотистые блонды – тончайшие кружевоплетения, теряющие свою структуру на палящем солнце. Несмотря на столь «хрустальную» хрупкость, этим великолепием украшали открытое декольте, маленькие рукава-фонарики, тончайшую фату. Юбку-колокол выстраивали кринолином с вшитым по низу рулоном.

Вместе с секущимися кружевами «давала трещины» застоявшаяся стилистика женского образа. «Корсетный» век задыхался и требовал разительных перемен. И они пришли в лице непостижимой Коко Шанель.

ХХ столетие изменило представление о «карамельно-кондитерской» насыщенности женских нарядов, предложив женщине глоток свободы и право оставаться собой. Белые свадебные платья от Коко Шанель были намного скромнее и проще, но они ни на секунду не отвлекали взгляд от самой женщины, подчеркивая природные линии ее фигуры. Ничего лишнего! Этим воздухом и сегодня дышит мир моды, в том числе и свадебная стихия. С легкой руки Коко белая свадебная феерия, как паутина, распространилась по цивилизованному миру и до сих пор без боя не желает отдавать свои позиции.

Читайте также:
Дженнифер Гарнер в рекламе аксессуаров MaxMara

Конечно, свои коррективы внесла II Мировая война. Женщины не только экономили на кружеве, но и становились смелее. Вплоть до 60-х годов ХХ века длина платьев постепенно ползла вверх до пугающего мини. Привычные сегодня фасоны многим казались дерзкими и скандальными, но выглядели сногсшибательно. Мир свадебной моды жил отдельной жизнью и упрямо пробивал себе дорогу в будущее.

Идеал скромной невесты в почти гимназическом платье со скромной шляпкой-котелком на голове остался на пожелтевших снимках 20-х годов. Середина века врывается в мир моды строго очерченной классикой в сочетании со сдержанной романтикой. Вспомним платья-миди от маститого Кристиана Диора.

Этот стиль хиппи из 70-х годов приняли с небольшими поправками, добавив в него фольклорных нот, больше раскованной романтики и вальяжного трикотажа.

В 80-е годы люди повернулись лицом к спорту и предпочитали удобные просторные одежды, не стесняющие движений. Кстати, свадебные платья свободного покроя с приспущенными рукавами снова в тренде и широко представлены в свадебных салонах.

Самыми непостижимыми для истории моды оказались лихие 90-е. Подобной вседозволенности мир не видел никогда. Да и не было тогда особой моды – рыночная анархия, одним словом. Как женщины умудрялись сохранять безупречный вкус, останется загадкой. Любопытно, что многие эксперты называют этот период самой чёрной полосой в истории моды.

Современная невеста, кто она?

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Если попытаться в одно слово обозначить, какой свадебный наряд сегодня в моде, то это, пожалуй, стильный.

Учитывая пропорции своего тела, девушка может примерять на себя одеяния любой эпохи, не боясь казаться несовременной. Нет отживших фасонов!

Опасаться нужно стилистических ошибок, связанных с комбинаторикой отдельных элементов и нарушением целостности образа. Неважно, что Вы выбрали – дерзость или романтику, лаконичность или блеск, сдержанность или фонтан эмоций, главное оставаться в роли до конца.

История возникновения свадебного платья
Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Примеряйте не платье, а эпоху. Постарайтесь мысленно хотя бы на мгновение очнуться в том времени, куда стремится душа. Сердце благодарно подскажет, какому платью отдать предпочтение. Сохраните это волшебное ощущение образа на протяжении всего праздника. Вы будете неотразимой.

История возникновения свадебного платья
Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Девушка из времен «настоящее+будущее» активна, уверена в своих силах, подтянута и точно знает, что хочет от жизни. Дерзайте!

Современные тенденции свадебной моды

Сегодня мы смело говорим о наличии высокодоходной индустрии свадебных нарядов. Возможно, она развивается не так динамично и кардинально, как другие отрасли, но тому есть вполне резонное объяснение – прочно укрепившиеся традиции в противовес новым идеям. Создателям свадебных нарядов приходится с ними считаться.

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Но все же, если проанализировать «долгий путь платья к невесте», нельзя не заметить освежающего дыхания XXI века:

  • На новом витке к свадебным платьям вернулись королевская роскошь и изысканность.
  • Современные текстильные технологии явили миру безупречные по фактуре и выделке ткани, атласные, шелковые, кружевные, с помощью которых можно выстраивать силуэт, выполнять густые драпировки, оформлять декоративные детали. Эти материалы сочетают презентабельность и практичность, сохраняя первозданный внешний вид даже на самой активной невесте.
  • Возможности невесты ограничены лишь финансово, в остальном можно бесконечно экспериментировать, выбирая фасон, материал, цвет, отделку.
  • Свадебные платья создаются минимальным тиражом, иногда в единичном экземпляре, и объединяются в небольшие сезонные коллекции, пополняемые несколько раз в год. Салоны проявляют интерес к широким группам покупателей, включая невест в положении и с особыми потребностями. Визуальный мониторинг показывает, что существует идеальный выбор на любую женскую фигуру.

В последнее время стилисты предлагают длинные силуэты, максимально подчеркивающие талию, открывающие плечи и руки.


Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Немного конкретики на примере платьев свадебного салона «Валенсия» (самые ходовые фасоны у девушек разных комплекций):

  • бальные платья – «Lanesta Amandola», «Lussano Bridal Davina», «Lanesta Lumia», «Farletta Petuniya», «Naviblue Bridal Linda», «Farletta Sagitta», «Прециоза» (автор Наталья Романова), «Magdalena» (автор Ева Уткина), «Blanch» (автор Анна Кузнецова);
Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»
  • платья «русалка» – «Lanesta Emily», «Lanesta Makko», «Farletta Cassiopeia», «Star» (коронная фишка от Анны Кузнецовой);

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • платья А-силуэта в стиле 60-х годов – «Gabbiano Cessa», «Obstinate Chamomile», «Farletta Franjepani», «Dorotea» (автор Анна Кузнецова), «Батри» и «Фрея» (автор Наталья Романова);

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • платья в стиле греческого ампира – Gabbiano «Colombina» и «Estel» Ariamo «Lucca», Оксана Муха «Ennis»;

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

На кону много интересных трендов сезона 2021-2022 годов:

  • высокий воротник;
  • нежная пастель; ;

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • аппликации и вышивки в цветочной тематике;
  • укороченные юбки со шлейфом;
  • обнаженные плечи;
  • длинные, узкие или расширенные к низу рукава;

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • смелые нарушения цветового равновесия – самые неожиданные оттенки и их сочетания в крое или в контрастной отделке;
  • кружевные аппликации с тату-эффектом;
  • оригинальные безрукавные плащи (кейпы) или пелерины взамен фаты или головного убора;
  • фасон «кроп-топ».
Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Как бы упрямо не бежало время, свадьба всегда остается важным и счастливым событием в жизни любого человека. Мы прежние, и ищем свое свадебное платье, а теплые отголоски истории – наша путеводная нить на пути к совершенству.

История свадебных платьев

Любая девушка мечтает, что в один прекрасный день она пойдёт под венец в роскошном свадебном платье. А на старых фотографиях можно рассмотреть свадебные платья не только наших мам, но и бабушек. А у кого-то, возможно, до сих пор в доме хранится ещё бабушкино свадебное платье, которое вполне можно потрогать. Какова история свадебных платьев? Какие свадебные платья носили наши далёкие пра-пра-пра и ещё много раз прабабушки, жившие в эпоху средневековья? А в каких свадебных платьях выходили замуж девушки Древней Греции?

Читайте также:
Виды ламинирования волос, как выбрать лучший

свадебные платья

История свадебных платьев – древний мир.
В Древнем Египте на свадьбу девушки надевали «калазирис». Этот наряд представлял из себя кусок материи, обёртывавшей фигуру от груди до щиколоток, с одной или двумя бретелями. Основную роль играли украшения: ножные и ручные браслеты, магические амулеты, кольца, бусы, пояса.

В Древней Греции наряд невесты состоял из куска длинной ткани, которым окутывалось тело, с двумя застёжками, чем знатнее была семья невесты, тем роскошнее были эти застёжки. Голову невесты покрывала жёлтая накидка, которая символизировала солнце и счастье.

В Древнем Риме девушки-невесты на голове носили алое покрывало, на фоне которого их кожа выглядела бледной и мраморной, как римские статуи, а сам цвет символизировал страсть, любовь и невинность невесты.

свадебные платья

История свадебных платьев – Россия.
В России во времена Киевской Руси невесты наряжались в длинные белые рубахи с широкими рукавами и красные сарафаны, такого же цвета, красного, который символизировал счастье, радость и красоту, вплетались ленты в косы, сверху надевалась душегрея. После свадьбы косы окручивались вокруг головы, что говорило об изменение статуса девушки из невесты в замужнюю женщину. Аристократки поверх сарафана надевали плащ-мантию с золотым шитьём, а их голову украшал венец-обруч со звенящими подвесками. И только начиная с XVIII века русские невесты стали следовать европейской моде так, как на этот счёт был издан указ Петра I.

Собственно говоря, свадебные платья никогда не были именно свадебными платьями, они вполне могли носиться и после свадьбы, да и белый цвет на свадьбах на протяжении многих веков не употреблялся, невесты, как в Европе, так и на Руси предпочитали платья красных, оранжевых и жёлтых цветов.

свадебные платья

Первое упоминание свадебного платья, которое должно было одеваться именно на свадьбу, относится к XV веку. Это было платье с корсетом, высокой талией, треугольным вырезом, длинными рукавами. В то время в моде было состояние «немножко беременна» и у девушек были специальные подушки, которые накладывались на живот под многие платья, в том числе и под свадебные. На голове невесты носили высокий головной убор в виде пирамидки – энен, который украшала фата, пошитая из шёлка. А чтобы удержать столь большую шляпку на голове, невесты были вынуждены ходить с головой опущенной вниз. Цвета платьев по-прежнему оставались красными, алыми и пурпурными.

Впервые белое свадебное платье решилась надеть королева Маргарита Валуа, королева Марго. До этого считалось, что белый цвет – это цвет лишь невест Христа. Девушки последовали её моде, но вдовы, выходя замуж во второй раз, не имели права наряжаться в белое, они носили чёрные платья со вставками красного цвета.

В эпоху Возрождения шили свадебные платья из белого атласа или серебреной парчи, расшивая их драгоценными камнями и жемчугом. Жемчуг невесты также вплетали и в волосы.

свадебные платья

В эпоху Барокко в моду входит полнота, а также платья с пышными юбками и рукавами. В это время свадебные платья в основном были золотистого цвета, ну или жёлтого и зеленого. Кстати в Ирландии свадебные платья и раньше в основном были именно зелёного цвета. Также в эпоху барокко свадебные платья впервые стали украшаться кружевами, а потом без них будет уже очень тяжело представить свадебный наряд. Для украшений использовался жемчуг. В начале XVII века для пущей пышности надевали минимум три нижние юбки, а также чулки обязательно с пышными бантами и кокетливыми завязками. К концу века в моду вошли розовый и коралловый цвета свадебных платьев.

В XVIII веке в моду входит воротник «Медичи» (веерообразный кружевной воротник) и платья также начинают украшать вышивкой и золотом. В моду входят пастельные тона: светло-голубой, нежно-розовый. А девушки-простолюдинки часто выходили замуж в платьях серого цвета.

В эпоху Рококо свадебные платья в основном были серебряных тонов, обязательно со шлейфом, длина которого определяла статус невесты, а также в моду вошли пышные и сложные по своей конструкции причёски и парики.

свадебные платья

В эпоху неоклассицизма в моде были платья светлых тонов, а в 1790-е годы в моду входят белые свадебные платья. Кстати, ещё раньше этого времени у Анны Австрийской, Марии Стюарт и Маргариты Валуа, о которой мы уже упоминали, были белые свадебные платья.

В это время в моде белые свадебные, как мы помним, платья с высокой талией, и короткими рукавами-фонариками, а голову невесты украшал убор из искусственно созданных цветов апельсина – «флер д оранж».

Но уже вскоре в моду опять возвращаются пышные юбки и украшения из рюш и кружев. В 20-30 – е годы XIX века свадебные платья имели колоколообразную форму. В 30-е годы голову невест вновь украшает венок из цветов апельсина, сделанных из шёлка, ваты и бархата, а рукава платья обшиваются цветочными веточками. В 50-е годы XIX века в свадебную моду входят украшения, кроме брильянтов, и перчатки. Французская императрица Евгения вводит в моду брюссельские кружева. Она вышла замуж в платье, полностью сотканном из кружев. К 90-ым годам юбки свадебных платьев становятся уже, а рукава наоборот ещё шире.

В 1900-е свадебные платья становится более закрытыми – появляются воротники-стойки, а юбки чуть-чуть укорачиваются, теперь они едва прикрывают лодыжки, корсеты выходят из моды.

Читайте также:
Выделения из сосков: симптомы, причины, лечение

свадебные платья

А дальше мода на свадебные платья меняется со скоростью света, а то и быстрее. После Первой мировой войны появляется свадебный букет. Коко Шанель предлагает смелое свадебное платье с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади. В 30-е годы XX века в моде опять пышные свадебные платья, часто с корсетом и с жакетом. В 50-е годы благодаря Диору в моде вновь были пышные юбки свадебных платьев. А 60- е это эпоха минимализма и коротких юбок. В 80-е возвращается мода на длинные романтические свадебные платья с рюшами и вышивкой.

Ну а сегодня невеста может позволить себе любой вариант свадебного платья, любых цветов и любой длины, основываясь только на собственном представление о том, как же должно выглядеть именно её идеальное свадебное платье.

СтильОт платья-торта до джинсов: Как менялась свадебная мода

От платья-торта до джинсов: Как менялась свадебная мода — Стиль на Wonderzine

Отношение к институту брака меняется на глазах, но свадьба до сих пор считается одним из немногих событий в жизни, на которое не жалко денег. Благодаря поп-культуре праздник принято представлять пышным, как и платье невесты, которое зачастую становится весомой статьей расходов. На поддержание этой традиции нацелено большинство статей в глянцевых журналах, а организация свадеб даже в кризис остается стабильным бизнесом с огромными накрутками на самые простые услуги. Впрочем, курс на осознанное потребление постепенно проникает и в эту область: многие молодожены понимают, что лучше купить машину или вложиться в жилье. Всё больше пар выбирают скромные праздники в узком кругу близких, а вместо платья, сшитого из тонны тафты, кружева и сатина — простое и комфортное, которое пригодится не раз в жизни. Рассказываем, как формировалась свадебная мода и как обстоят с ней дела сейчас.

Обновление: Данный материал является констатацией и описанием различных тенденций в свадебной моде, однако ряд высказываний в нем выглядит ультимативным осуждением определенных трендов и конкретных фасонов. Мы приносим извинения всем, кого задела интонация и подача информации в статье, признаем свою неправоту в выборе выражений и искренне поддерживаем свободу выбора, в том числе в фасоне свадебного платья. Любое платье прекрасно, если вам с ним хорошо — и не только в день свадьбы.

Как белый цвет
стал свадебным?

Представление о цвете свадебного платья в культурах разнится: например, в Древней Руси, а также в Китае и Индии невестам предписывались наряды красного цвета. В западной культуре девушки просто надевали на венчание лучшее дневное платье из своего гардероба. Наряды были совершенно разных цветов: синие, коричневые, розовые, зеленые и даже черные. Голубой, пожалуй, был самым популярным: все-таки в голубых одеждах изображали Деву Марию и именно этот цвет ассоциировался с непорочностью. Еще в 1937 году этот культурный стереотип крепко сидел в умах: многих возмутило, что дважды побывавшая замужем американка Уоллис Симпсон выбрала именно голубой наряд для бракосочетания с Эдуардом VIII.

Белый цвет вошел в европейскую свадебную моду в 1840 году после венчания английской королевы Виктории, которое широко освещала пресса. Белое платье Виктории было украшено цветками апельсина и кружевом, за ним тянулся пятиметровый шлейф. На волне промышленной революции в Англии, роста экономики и формирования среднего класса всё больше британских семей захотели соответствовать и подражать королеве, заказывая похожие роскошные белоснежные наряды. Впрочем, белое платье еще долго теснили кремовые и бежевые. Однако постепенно благодаря влиянию поп-культуры и киноиндустрии (в том числе черно-белому кино) белый цвет стал окончательным символом свадебного торжества.

Зачем нужна фата?

Появление фаты в свадебном наряде было наполнено в первую очередь сакральным смыслом. Фата издревле символизировала девственность и чистоту, а также защиту уязвимой невесты от сглаза и злых духов. В Древней Руси лицо невесты и вовсе закрывали плотным платком: жених и невеста не видели друг друга во время церемонии. Считалось, что клятвы давались перед внутренней, а не внешней красотой невесты, а традиция закрывать фатой лицо породила массу сюжетов и легенд про подставную невесту. Было еще одно важное значение обряда: если фату поднимал мужчина — невеста полностью покорялась ему, если же она сама — это означало ее независимость. Сегодня фата — дань традициям, необязательная, но эффектная деталь, которую всё чаще заменяют венком из цветов.

Когда в моду вошли
пышные платья в пол?

Пышность и роскошь всегда были ключевыми критериями свадебного платья: оно являлось визитной карточкой семьи, демонстрировало достаток. Отсюда и дорогая вышивка, драгоценные камни, богатые ткани и длинный шлейф фаты, указывающий на статус церемонии. Надо сказать, традиции демонстрировать свой социальный вес и авторитет с помощью широких свадебных жестов сильны до сих пор.

Неудивительно, что самый популярный фасон свадебного платья — пышный кринолин с облегающим корсетом и лифом. Эталоном он стал благодаря королевским свадьбам: предполагается, что каждая девушка мечтает хоть раз в жизни побыть «принцессой». К тому же пышное платье содержит недвусмысленный намек: чем больше на него потрачено ткани и декора, тем оно якобы дороже (что, конечно, совсем не так). В XX веке «идеальную» свадебную планку задали две легендарные церемонии: бракосочетание кинозвезды Грейс Келли с принцем Монако в 1956 году и леди Дианы — в 1981-м. Платья обеих невест были невероятно дорогостоящими, с пышным кринолином, корсетом, украшенные кружевом, жемчугом и длинным шлейфом. Для платья Грейс использовали 23 метра тяжелого шелка, 90 метров тюля, 23 метра тафты и 275 метров старинных брюссельских кружев. Оно обошлось, по разным данным, в сумму от 60 до 300 тысяч долларов. Платье придумала Хелен Роуз, художник по костюмам, известная своей работой для фильмов «Злые и красивые» и «Я буду плакать завтра». После церемонии в середине 50-х случился бум на пышные свадебные наряды с кружевным горлом и перчатками.

Читайте также:
История культовой туши: YSL перезапустил Mascara Volume Effect Faux Cils

Подкрепила моду на пышные платья «свадьба века» леди Дианы. Перед дизайнерами Дэвидом и Элизабет Эммануэль стояла задача сшить платье, которое останется в истории, и с ней они справились. Ошеломляющий восьмиметровый шлейф был самым длинным истории королевских свадеб Британии: целых три минуты в прямом эфире 750 миллионов человек наблюдали, как шлейф тянется по красной лестнице вслед за Дианой. Платье было традиционно расшито жемчугом и кружевом, но, что важно, выполнено по моде 80-х — с объемными рукавами и воротником с воланами.

Как менялась свадебная
мода в XX веке?

Свадебная мода всегда отражала текущую повседневную. Скажем, в 20-е годы с упразднением корсетов в моду вошли фирменные струящиеся платья Мадлен Вионне. Этой моде следовал даже конструктивист Чарльз Джеймс, показывающий свадебные платья-«русалки», «стекающие» по фигуре. Революцию произвела, само собой, и Коко Шанель. Она предложила укороченный вариант свадебного платья длиной до колен, более практичный и в духе времени. Надо сказать, что в 20-е и 30-е годы девушки вместо фаты выбирали шляпки или расшитые жемчугом повязки на голову по моде флэпперов. В 50-е годы кроме кринолинов Золушки в пол в свадебную моду вошли пышные платья-«балерины» до колена в стиле new look.

В 60-е невесты выбирали трапециевидные короткие платья, baby doll, а также платья-баллоны и прически с начесом — вспомните знаковый наряд 1967 года Присциллы Пресли, который Элвису не понравился. В 70-е, разумеется, в моде платья длины макси в стиле бохо и венки в волосах вместо фаты. 80-е показали, пожалуй, одни из самых стильных свадебных нарядов с объемными рукавами и пышными воланами: их носили все, включая леди Диану и Бригитту Нильсен. Кстати, сегодня на eBay можно найти множество винтажных вариантов того времени. В конце девяностых вышел культовый ромком «Сбежавшая невеста», представивший совсем новый образ: на афише фильма Джулия Робертc красовалась в пышном платье с открытыми плечами и кроссовках, которым сегодня позавидует любой модник.

Какие необычные наряды
вошли в историю?

Разумеется, самыми экстравагантными свадебными нарядами были те, что разрушали стереотипы о подобающем цвете и фасоне. Во-первых, цветные: от темного платья Катрин Денёв (жених Дэвид Бэйли был на церемонии и вовсе в свитере и джинсах) и фиолетового платья Диты фон Тиз авторства Vivienne Westwood до выбора Гвен Стефани — платья Джона Гальяно с градиентом от белого до ярко-розового. Сюда же можно отнести желтое и зеленое платья с разных свадеб Элизабет Тейлор. Кроме того, историю свадебной моды разнообразило короткое бледно-розовое платье и косынка вместо фаты на второй свадьбе Одри Хепберн, двубортный жакет Миа Фэрроу, коричневое платье на пуговицах Мэрилин Монро. Это не говоря о культовом белом смокинге и юбке миди Бьянки Джаггер, джинсах и белых кедах на свадьбе Йоко Оно и Джона Леннона. Знаменитости не боялись надевать на свадьбу повседневные вещи, в которых им было комфортно.

Современные звёзды, выбирающие нетривиальный путь, также становятся частью истории. Скажем, полупрозрачное свадебное платье на тонких бретелях Кейт Мосс выставляется в музее Виктории и Альберта вместе с нарядами начала века. В 2013 году внимание прессы привлекло короткое светло-серое платье Киры Найтли, его она надела с твидовым жакетом, венком и черными очками. Нельзя не сказать и о свежем взгляде Соланж Ноулз: год назад она выбрала минималистичного кроя комбинезон с глубоким вырезом, обошлась без фаты и каталась во время торжества на велосипеде.

Почему помпезные
платья выходят из моды?

Большинство глянцевых журналов до сих пор апеллирует к тому, что свадебное платье должно быть особенным, роскошным, невероятным, дорогим. В идеале — с расшитым каменьями лифом, короной на голове, длинной фатой и меховой накидкой (не обязательно только зимой). Ателье же, как правило, предлагают однотипные платья «принцесс»: на корсете с пышной юбкой или «русалочку» с длинным шлейфом из недорогих материалов. Далеко не все из них смотрятся адекватно в российских реалиях.

Отношение к браку становится проще, и к свадебной моде тоже. Сегодня сам институт брака претерпевает изменения: многие признали, что свадьба — не обязательно удел молодых, и даже вовсе необязательна, возможна не раз в жизни и между партнерами любого пола. Мода всегда живо реагирует на такие изменения. Зрелые пары пока не часто красуются на обложках свадебных журналов, зато хороший пример подают Джулианна Мур, супруга Пола Маккартни Нэнси Шевелл или Амаль Аламуддин — они выбирают элегантные наряды разного фасона и оттенков.

Громоздкие платья уже не соответствуют ритму времени и мероприятия, а порой и вовсе противоречат здравому смыслу — не ходить же в туалет с помощниками? Зато сегодня можно спокойно надеть на свадьбу красивые кроссовки, кеды и даже джинсы и простую майку, в качестве альтернативы платью выбрать комбинезон, нарядный смокинг (цветной или белый), брюки с топом или просто блузу с юбкой. Ничего зазорного нет и в том, чтобы поискать на eBay винтажное платье — если вы не чересчур суеверны.

Какое платье выбрать
на свадьбу в 2015 году?

Вместо того чтобы заказывать в ателье однотипное платье «принцессы», скопированное с показов Веры Вонг или Marchesa на Bridal Fashion Week, лучше присмотреться к аккуратным нарядным платьям, которые вы сможете носить и после свадьбы — или вложиться в аксессуары и обувь. Сшить лаконичное платье в ателье гораздо проще — потребуется только отрез дорого шелка или тафты. Различные модные марки включают из сезона в сезон подходящие, соответствующие современным реалиям фасоны.

Читайте также:
Круговая тренировка: 4 лучших упражнения для похудения

«Less is more» в отношении свадьбы и платья сейчас — лучшая концепция. Белое или кремовое, без тяжеловесных деталей, но безупречно скроенное платье можно смело назвать эталоном в 2015 году. Выбор обуви сегодня тоже огромен. Christian Dior и Balenciaga сочетают минималистичное платье с остроносыми балетками; Calvin Klein и Whistles — с обувью на платформе; Akris и Erdem — с ботинками; Giambattista Valli — с босоножками на тонком ремешке. Не говоря о тех же кроссовках. Chalayan сочетают платье с открытыми плечами с босоножками. Отдельного внимания заслуживает платье с последнего кутюрного показа Christian Dior: полупрозрачное, свободного кроя, с нарядными манжетами и длины до пола в сочетании с остромодными сандалиями на платформе. Кстати, фасон во многом зависит от места проведения мероприятия. Скажем, такие варианты будут смотреться уместно на свадьбе в городе с продолжением в ресторане. Если ваш праздник проходит в жару на пляже, то платье-майка или короткое платье из легкой ткани и удобные красивые сандалии будут идеальны.

Если я всё равно хочу платье
«принцессы», что мне делать?

Платье с пышной юбкой из тафты или тонкой органзы может выглядеть модно и не архаично, если остановиться на длине до колена и продумать стайлинг. Чем наряднее и пышнее платье, тем лучше оно смотрится с прической с естественными локонами и едва заметным макияжем — всё лучше, чем выглядеть как конфета «раффаэлло». Удачными примером пышного платья является полупрозрачное платье-рубашка Rochas в сочетании с необычными лодочками. Кристофер Кейн делает платье из тафты совсем коротким. Simone Rocha концентрируются на изящном крое и аккуратно используют барочную ткань. Giambattista Valli остаются верны длине макси, но не боятся сочетать пышное платье с курткой. Британка Molly Goddard, показавшая свадебную капсульную коллекцию для ASOS, создает платья-«балерины» и оставляет простор для их многослойного сочетания с другими вещами: платье можно надеть даже поверх шорт.

Не устанем повторять: помните про комфорт. Вместо того чтобы по два-три раза переодеваться, лучше выбрать нечто красивое и удобное и наслаждаться праздником. Будьте реалистичны и не ставьте покупку свадебного платья во главу всего события.

Фотографии: Rex Features/Fotodom (2), Wikipedia, Shutterstock

История свадебного платья

Это интересно

Пожалуй, ни к одному своему наряду девушка не относятся так трепетно, как свадебному платью. Современные невесты стараются выбрать свадебное платье и аксессуары к нему задолго до торжества, мечтая быть самыми неотразимыми в день бракосочетания. История свадебного платья удивительна и очень интересна. Некоторые, особенно любопытные факты с истории свадебного платья мы вам и предлагаем почитать.

Крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе и свадебное платье, сразу, как только получали необходимые навыки шитья (иногда и ткань для одежды им приходилось не покупать, а делать все самим – выращивать лен, прясть и ткать). Также на Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только один раз в жизни

Отметим, что традиционное русское платье невесты было красного цвета, так как он символизировал красоту и плодовитость женщины. Белые свадебные платья появились только в 17-18 веке в Европе. В России же женщина в белом одеянии считалась «невестой Христовой», то есть ей предстояло покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь.

Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас – с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними – цвет, покрой, фасон свадебного платья.

В Древней Греции, родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное легкое платье, скрепленное застежками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на её целомудрие. Вообще древние греки больше всего ценили в одежде простоту и гармоничность линий.

В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали (вернее сказать — заворачивали) в длинный кусок материи на бретельках. Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а различные украшения с религиозной символикой – браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.

В эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающими фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею – запретным. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.

Но желание женщины выглядеть привлекательной для противоположного пола искоренить невозможно, поэтому уже в эпоху позднего Средневековья (14-15 века) произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек – такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине.

В эпоху Возрождения, свадебное платье снова стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится легкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.

Читайте также:
Как приготовить манник – лучшие пошаговые рецепты с фото

Через столетие, в эпоху рококо, покрой платьев усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные прически, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала в Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшают кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.

Кстати, моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская – её белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции. а затем и других стран Европы, стали повторять за ней. По другой версии, это сделала королева Виктория в середине 17 века. Однако в любом случае, белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты.

В конце 18- начале 19 веков произошла очередная смена вкусов – стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость.

Правда, к середине 19 века в моду снова вошел подзабытый кринолин. Свадебное платье украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья.

К концу 19 века мода снова сделала крутой поворот – теперь невеста красуется в удобном элегантном платье с высоким вырезом и слегка расклешенной нижней частью. Вышивки, банты и кринолины становятся неактуальны.

В 20 веке со свадебным платьем произошло множество изменений. Начиная с начала века и до 1960-х годов длина свадебного платья неуклонно уменьшалась, особенно с появлением радикального и дерзкого по тем временам мини. Идеал красоты, а значит, и вид свадебного платья, также неоднократно менялись.

В 20-х годах это девушка-подросток в скромном платье с заниженной талией и шляпке-котелке.

в 30-е годы к ней возвращается женственность.

В 40-е одежда вновь становится более строгой, с прямыми четкими линиями.

В 50-е годы легкий, романтичный образ снова в моде. Кристиан Диор, тогдашний законодатель моды, одевает женщин в приталенные платья миди с пышной юбкой.

В 60-е годы 20 века платья становятся короче и приобретают лаконичную форму – без украшений и лишних деталей.

Стиль хиппи 70-х годов привнес в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам. После 80-х недолго просуществовал стиль ретро, а затем его сменил удобный спортивный стиль одежды – символ независимости, уверенной жизненной позиции и активно образа жизни.

Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой – теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья теперь целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии. В день свадьбы, в зависимости от того, какое платье она выберет, невеста может предстать перед женихом и гостями практически в лбом образе – от античной богини или воздушной мечтательницы до современной деловой женщины.

Свадебное платье: от древности до наших дней

Сегодня, при упоминании главного наряда в жизни женщины, воображение рисует безупречную белоснежную ткань, изящество кроя и декоративные детали непревзойденной красоты.

Когда же свадебные платья стали такими, какими мы знаем их сейчас? Какие изменения и трансформации претерпели подвенечные наряды на пути развития общества? Проследим за историей самого желанного, овеянного романтичными мечтами, платья.

История свадебного платья

Фото предоставлено Свадебным центром «Вега»

Свадебные наряды в древности

Это сегодня свадьба – трогательный, наполненный нежностью и любовью праздник, соединяющий жизни и судьбы двоих людей. В древние времена брак чаще всего был своего рода сделкой, выгодной для интересов двух родов. Исходя из этого, невест одевали соответственно – всячески подчеркивали ее принадлежность к состоятельной, обеспеченной семье.

Так, например, в Древней Греции и Древнем Египте невесты надевали пеплос – наряд, напоминающий длинную тунику. Руки невесты оставались открытыми, талия была перехвачена вышитым поясом. Белого цвета тогда не было и в помине.

Для такого праздника, как свадьба, оттенки выбирались яркие – шафрановый, алый, лазурный. Пеплос, впрочем, был не самой важной деталью образа невесты. Куда более существенными считались украшения, которыми девушка дополняла свой образ. Именно они свидетельствовали о состоятельности ее семьи.

История свадебного платья

В Древнем Риме главной деталью образа невесты было легкое покрывало розового цвета. Розовый как сейчас, так и раньше, символизировал нежность, чистоту, романтические чувства, что весьма актуально в день бракосочетания.

Свадебные наряды русских девушек

Свадебные наряды русских девушек

На Руси вплоть до XIX века свадебным нарядом был народный костюм. В нем были заключены вековые традиции народа, приметы, суеверия и богатейшее культурное наследие. Основой и центральным элементом наряда невесты был красный сарафан. Этот цвет символизировал любовь, богатство, радость, а само слово «красный» употреблялось в значении «красивый». Дополнялся образ белой сорочкой с длинными рукавами, крой которых отличался в зависимости от региона.

Отличительной чертой и главным украшением свадебного наряда девушек была вышивка. Она не только демонстрировала красоту невесты, но и говорила о ее мастерстве, усидчивости, искусности. Как правило, девушки сами ткали полотно, сами кроили и шили, сами придумывали узор и вышивали орнаменты на сорочке и сарафане. Работа над свадебным нарядом могла начинаться задолго до предполагаемого замужества и длиться годами, но в итоге получалось настоящее произведение искусства.

Читайте также:
Какие шампуни использовать после ламинирования волос?

Свадебные наряды европейских невест

В средневековой Европе цвета свадебных нарядов были преимущественно насыщенными, глубокими и даже темными. Исключением был нежно-голубой цвет, который символизировал нежность, непорочность и чистоту юных невест. Белый цвет в обществе того времени считался траурным, и носили его только вдовы, именовавшиеся «белыми дамами». По этой причине никто не решался надеть на свадьбу белое платье, чтобы не накликать беду.

Свадебные наряды европейских невест

Первой эту традицию нарушила Анна Бретонская, невеста французского короля Людовика XII. Церемония их бракосочетания состоялась в 1499 году, и образ герцогини, без преувеличения, произвел настоящую революцию в истории свадебных платьев.

Прошло более века, прежде чем и другие невесты решились на столь смелый по тем меркам наряд. В начале XVII века принцесса Елизавета Стюарт облачилась в роскошное белое свадебное платье, которое обошлось ее отцу в баснословную сумму. Произведение портновского искусства было выполнено из белой с серебристым отливом парчи, декорировано серебряным кружевом и расшито бриллиантами.

Еще два века спустя примеру Анны и Елизаветы последовала Мария-Луиза Австрийская, более известная как вторая жена Наполеона Бонапарта. Ну, а окончательно утвердила белый цвет в качестве свадебного английская Королева Виктория, платье которой стало трендовым для всех невест того времени. Ее пышный белый наряд с 5-метровым шлейфом, украшенный нежным флёрдоранжем, восхитил все английское общество.

Свадебные наряды европейских невест

Впрочем, о великолепном платье королевы говорили в модных кругах и далеко за пределами Англии. Последовала ее примеру и признанная икона стиля того времени, последняя императрица Франции, Евгения де Монтихо. С этого времени и началась история белого свадебного платья.

Свадьба королевы Виктории

Свадьба королевы Виктории

Стоит отметить, что вплоть до XX века, получение белоснежной ткани было очень сложным технологическим процессом. Текстиль белого цвета был дорогим удовольствием, и, кроме того, требовал аккуратной носки, ведь стирка и выведение пятен были весьма сложным процессом. По этой причине белые вещи были привилегией обеспеченных людей и высшего сословия.

Развитие свадебной моды в XX веке

Начало XX века ознаменовалось серьезными переменами в обществе. Новый взгляд на традиционные роли полов, эмансипация, феминизм – все это повлияло и на моду того времени. Женщины, вырвавшиеся из оков тесных корсетов и вороха длинных тяжелых юбок, облачились в платья свободного, прямого кроя с укороченным подолом. Свадебные наряды подчинялись этим же тенденциям.

Развитие свадебной моды в XX веке

Середина XX века стала периодом расцвета моды в целом и свадебной моды в частности. Невозможно не отметить значение легендарной Коко Шанель. Ее авторству принадлежит потрясающе стильный свадебный образ – белоснежное платье с ассиметричным подолом до колен и эффектным длинным шлейфом.

Чем дальше дизайнеры работали над нарядами для невест, тем более женственными и элегантными они становились. Модели стали делать более явный акцент на талии, открывать руки и плечи. Одним из гениальных творцов своего времени был Кристиан Диор, воспевавший красоту и утонченность женщины. Он вернул моду на женственные силуэты «песочные часы». Его платья подчеркивали линию талии, объемные юбки расширялись книзу, а верх делал акцент на груди или приподнимал плечи.

Развитие свадебной моды в XX веке

Это были 50-е годы прошлого века, которые ознаменовались деятельностью многих легендарных личностей. Непревзойденные свадебные образы Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди, принцессы Маргарет еще не один десяток лет будут вдохновлять и невест, и дизайнеров. Утонченная женственность и аристократичная элегантность этих платьев сделали их неподвластными времени и модным тенденциям.

60-е годы напомнили девушкам о нежном и романтичном стиле ампир, сделали популярными гипюр и крупные детали принта. В 70-е дизайнеры обратились к классическим мотивам – кружеву, драпировкам, длинным шлейфам, объемным рукавам. Следующее десятилетие сделало акцент на плечах, линии шеи и ключиц.

Дизайнеры использовали подплечники, дополнительно оформляя их декоративными погонами, тканевыми драпировками и объемным декором. Юбки в это время снова укоротились до миди и мини.

Развитие свадебной моды в XX веке

90-е годы прошлого века – это время пышных юбок, тотального блеска, сияния и корсетов на шнуровке, открывающих зону декольте. Для российских невест это был период всяческих излишеств.

Этот факт имеет под собой историческую подоплеку: будучи лишенными на протяжение советских лет возможности беспрепятственно следить за тенденциями мировой моды, и испытывая дефицит красивой, оригинальной одежды, девушки, получив доступ к огромному разнообразию товаров иностранного производства, зачастую хотели надеть на себя все и сразу.

Современная свадебная мода

Современная свадебная мода

Фото предоставлены Свадебным центром «Вега»

В последние годы свадебная мода стремится к стилевому разнообразию и персонализированным образам.

Современная невеста в Свадебном центре «Вега» может создать любой образ, последовать любому стилю, не ограничивая свои фантазии и не подгоняя свою индивидуальность под чужие стандарты. Ткань, фасон, длина, цвет – все это девушка может выбирать, исходя из собственных соображений о красоте, удобстве, не боясь при этом выглядеть неактуально.

Современная свадебная мода

Фото предоставлены Свадебным центром «Вега»

Свадебные платья А-силуэта, платья в стилях ампир, принцесса, русалка; длинные шлейфы и мини длина; гладкий шелк, благородный атлас, воздушный тюль и витиеватые кружевные узоры – в современных нарядах для невест можно найти все.

Свадебные наряды, проделав долгий, многовековой путь к белоснежному цвету, в XXI веке перестали фокусироваться на нем. Да, белый был и остается традиционным, классическим цветом для образа невесты, однако сегодня никого уже не удивляют наряды пастельных, ярких и даже темных цветов.

Современная свадебная мода

Фото предоставлены Свадебным центром «Вега»

Современная мода предоставляет девушкам все возможности для самовыражения, создания неповторимых и незабываемых образов, проявления своей внутренней сущности и внешней красоты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: