Что такое самосознание: понятие, структура, функции

Что такое самосознание: понятие, структура, функции

Что такое самосознание: понятие, структура, функции

Приветствую вас, друзья!

Не все люди хорошо понимают, что такое самосознание, хотя это слово известно каждому и многие используют его по-разному. В психологии этот термин описывает совокупность представлений людей о себе, своем физическом теле, психике, их текущем состоянии и том, как они выглядят снаружи. Самосознание развивается в детстве, когда ребенок начинает размышлять о том, как другие воспринимают его и его действия. Сегодня мы подробно рассмотрим, что такое самосознание, как оно формируется и как организовано.

Что такое самосознание?

В психологии термин «самосознание» относится к восприятию человеком собственной личности – того, как он видит свое место в обществе и мире, как он оценивает свои собственные действия и как он понимает, что его действия воспринимаются другими. Это также включает в себя восприятие собственных эмоций, потребностей, целей, мотивов и роли в обществе.

В этом случае сознание является одновременно объектом познания и познающим субъектом. Индивид наблюдает за собой, оценивает нравственность своих действий и корректирует собственные представления о морали и этике. Под влиянием самосознания он осознает, что он личность, независимая, но в то же время неразрывная социальная единица.

Самосознание личности в психологии

Психология не выработала единой концепции понимания самосознания, поскольку она сложна и многогранна. Такие термины, как «самоидентификация», «самооценка» (самооценка) и «самосознание» могут использоваться как синонимы.

Понятие самоприятия было введено в психологию советским психологом и философом Сергеем Рубинштейном, определившим его как способность понимать себя и других, воспринимать структуру отношений между людьми.

Исследования в этой области проводил также Лев Выготский, который констатировал, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве и заканчивается у подростков в процессе взросления. Он указал, что для развития самосознания детям необходима способность мыслить, которая развивается до 7 лет. Поэтому дошкольникам очень сложно судить о любой ситуации с другой точки зрения, кроме своей.

Советский психолог Вольф Мерлин выделяет следующие элементы, определяющие самосознание человека:

    Понимание собственных эмоций; осознание себя как субъекта; способность отличаться от других сущностей; наличие чувства собственного достоинства.

Современная психология выделяет такие критерии самосознания, как:

    социальная и материальная обособленность человека от окружающей среды; осознание контроля над собственными действиями и мыслями; пытается примерить на себя чужие качества; Умение понимать собственные мотивы, желания и потребности Осведомленность о собственном характере и личности.

В качестве одного из ключевых уровней самосознания психология рассматривает отношения человека с другими. Всего существует четыре уровня этого отношения:

Эгоцентричный. Отношение человека к другим формируется на основе его отношения к самому себе. Этот уровень естественен для детей, но часто встречается и у взрослых. Сосредоточен на группе. Человек положительно относится к своей группе и считает других своих представителей «правильными». В зависимости от обстоятельств понимание человеком своей группы может сузиться или расшириться (семья, друзья, группа, город, нация, все люди). Просоциальный. Такой уровень отношения предполагает, что каждый человек ценен, независимо от его достоинств и недостатков. Эстохолик. На этом уровне человек воспринимает каждого человека как часть духовного мира. Основные ценности: человечность, милосердие, уважение и терпимость.

Структура самосознания

Самосознание состоит из таких элементов, как:

    Осознание текущих и отдаленных целей, осознание собственных мотивов; Осознавая свои настоящие и желаемые качества; Познавательная самооценка (взгляд со стороны); эмоциональная самооценка.

Самовосприятие условно можно разделить на две составляющие: самопознание и самоотношение. Когда человек вспоминает себя, свои способности, моральные качества или текущее состояние, он представлен и как субъект, и как объект. Термины «Я» (или «Я-субъект») и «Я» (или «Я-объект») используются для обозначения этих страниц.

«Я» обладает способностью наблюдать за собой, давая оценку чувствам, мыслям, мотивам и действиям. Помимо прочего, «я» также наблюдает за своей собственной склонностью к наблюдению. С другой стороны, личность воспринимается многими исследователями как механизм, который заставляет человека стремиться к достижению максимума своих способностей.

Самосознание – довольно сложная система, которую для лучшего понимания условно можно разделить на 4 уровня:

Немедленное ощущение. Этот уровень включает собственные переживания, эмоции, чувства и желания – минимальный набор, необходимый для самоидентификации человека. Цельный (личный) образ. На этом уровне человек чувствует потребность быть лучше, действовать, совершенствоваться. Интеллектуально-аналитический (рефлексивный). Этот уровень включает в себя наблюдение за собой, своими мыслями и желаниями, а также размышления и самоанализ. Умышленное действие. Здесь объединены все три предыдущих уровня, и человек использует полученные наблюдения для самоконтроля, самообразования, самосовершенствования и других действий, необходимых для достижения «Я-идеала».

Читайте также:  Как самостоятельно собрать ртуть в домашних условиях: простые хитрости

В структуре самовосприятия можно выделить три слоя, связанные с тем, как индивид воспринимает себя извне и как он воспринимает свою роль в обществе:

Самовосприятие. Восприятие окружающих. Понимание того, как это воспринимается окружающими.

Функции самосознания

С точки зрения современной психологии самосознание – важный психологический механизм, выполняющий ряд функций, необходимых человеку:

Регулирование собственного поведения. Самосознание позволяет человеку смотреть на себя со стороны как на другого человека. Благодаря этому они понимают, как им следует себя вести, какие решения принимать, что говорить и как взаимодействовать с другими. Самосовершенствование и самореализация. Благодаря наличию самосознания человек переходит от «настоящего я» к «идеальному я». Самосознание обладает мощным мотивационным потенциалом, который заставляет человека предпринимать шаги для улучшения себя и качества своей жизни. Экзистенциальная функция. Под влиянием самосознания у человека развивается потребность иметь и понимать смысл жизни. Функция интеграции. Самосознание играет важную роль в формировании целостного внутреннего мира, отдельные элементы которого не противоречат друг другу и гармонично вписываются в понимание внешнего мира. Защитная функция. Человек развивает в себе потребность охранять устойчивый образ своего «Я».

Формы самосознания

Пытаясь лучше понять, что такое самосознание, исследователи обнаружили, что оно имеет четыре различных формы проявления. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Самопознание

Это понятие включает в себя как ваши личные характеристики, так и физические способности. Это дает нам возможность идентифицировать себя среди других людей. Самосознание включает в себя такие процессы, как:

    Воспринимать последствия собственных действий, поступков, решений и заявлений; Наблюдая за реакцией окружающих на эти понимание того, как другие ценят нас, как они нас воспринимают и как с нами обращаются Анализируйте свои собственные чувства, желания, потребности, эмоции и их причины.

Основная цель процесса самопознания – создать достаточно полную картину себя, понять, кто вы есть и какие возможности у вас есть.

2. Самоконтроль

Получив информацию о своей сущности, своих желаниях и потребностях, человек может скорректировать свое поведение, выбрав более правильные, нравственные или рациональные действия. Мы можем изменить почти всю нашу реальность, полностью отказавшись от нежелательных мыслей, утверждений или действий, которые противоречат нашему нынешнему отношению.

3. Самооценка

Самооценка – это показатель того, как человек относится к своим качествам и способностям, насколько он любит и уважает себя. Человек, достаточно уверенный в себе, который способен принимать решения и действовать целевым образом, имеет подходящую самооценку. Если ощущение вашей собственной ценности низкое, этот человек должен постоянно полагаться на мнения других, живут со многими комплексами и виной. Чрезмерная самооценка, с другой стороны, делает его надменным, заставляющим его игнорировать мнение других и ухудшение взаимодействий с другими.

4. Самопринятие

Эта форма самоизыровки включает в себя два аспекта:

    принятие как человек; самооценка.

Это означает, что человек, независимо от своих собственных особенностей, возможностей, способностей, наличия талантов и знаний, принимает себя в качестве полноценного человека. Он не критикует себя, он не обвиняет свои недостатки и ошибки. Он убежден, что он заслуживает всего, что он хочет. С этой целью он работает над собой, он разрабатывает, повышает его образование, стремится контролировать новые навыки.

Как формируется самосознание

Советский и русский психолог Валерия Мухина подробно описал процесс формирования самосознания у ребенка. Давайте подумаем о основных аспектах, показанных в его работе.

1. Осознание своего имени

Имя является важным элементом самосознания. И для ребенка идея его собственного имени становится одним из первых элементов самосознания. Название постоянно слышит родителей и постепенно начинает идентифицировать с ним. Затем он помогает ему / определить себя как единицу. Позже он узнает, что у него есть фамилия и патронимик, от которого конкретизация увеличения.

Большинство детей учатся признать себя в возрасте до трех лет. Ранее они говорят от имени – поскольку их другие люди называются в их окрестностях.

Затем ребенок начинает звонить друг другу и учится включать в себя различные персонажи от детских игр. Постепенно расти, может придумать новое имя, которое постарается сделать свой собственный, чтобы подчеркнуть вашу индивидуальность. Для некоторых подростков настолько важно, чтобы они изменили свое имя на реальное, когда они получают свои документы.

Читайте также:  Важность имени RAIS: Что означает происхождение, характеристики и тайну названия

2. Осознание своего тела

Основным образом своего собственного тела и его границ является ребенком около 1 года. Позже он узнает, что он узнает себя в зеркале, он узнает, что он растет и что его тело постоянно меняется. Он узнает боль в синяках и других физических влияниях и понимает, что его действия могут вызвать боль в других.

3. Потребность в признании

Поскольку дети эгоцентричны, они ожидают, что все внимание будет сосредоточено на них. Он постепенно узнает, какие действия считаются хорошими и что плохо. И каждый раз, когда он делает доброе дело, он ожидает признания и одобрения взрослых. Если взрослые не реагируют должным образом к его поведению, он может развивать негативные особенности – агрессивность, тенденция к обману, отсутствие уверенности в себе.

4. Половая идентификация

Несмотря на то, что дети в раннем детстве понимают их принадлежность к конкретному полу, а первые симпатии между мальчиками и девочками появляются в начальной школе, реальная сексуальная идентификация происходит только с началом полового созревания. Стереотипы поведения мужчин и женщин развиваются, мальчики начинают думать о себе, как мужчины, и девушки любят женщин.

5. Представление о социальном пространстве

В процессе взросления восприятие социального пространства ребенка постоянно меняется. Это также относится к окружающей среде, в которой они живут:

    способ жизни и образ жизни; Ценности, подходящие для данного общества; воспитание, моральные стандарты; Религия и др.

Во время периода со взросления у человека есть желание расширить свое социальное пространство, но не понимает, что ему нужно, поэтому он имеет тенденцию значительно изменить приоритеты и предпринимать импульсивные решения.

Заключение

Самоусознание – это необходимый атрибут зрелой личности. Следует помнить, что самосознание не кодируется в генах, не возникает с собой и не формируется без присутствия необходимых факторов. Поэтому родители должны ответить на обработку процесса его создания в своем ребенке.

Очень важно показывать детей адекватным уровнем внимания и уважения во времени, указывая на ошибки и поощрение добрых дел. В этом случае он будет формировать правильное самооценку и адекватную самооценку, что позволит ему стать успешным человеком в взрослой жизни.

Самосознание и его функции

Вы будете перенаправлены на страницу автора24

Самосознание – это биологически обусловленная человеческая способность знать о себе.

Осведомленность о себе самого себя как конкретная физическая единица, держащая форму и ряд других особенностей и воспринимается как объект самооценки и решения другими, не останавливает всю свою жизнь.

Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, тело которого начинает испытывать в раннем термине онтогенез.

Понятие самосознания

В психологии самосознание организации считается коллекцией личных представлений о себе, что выражается самоисполкоми, а также оценка лица из этих представлений, или самооценка.

Помощь со студенческой работой на тему
Самосознание и его функции

Помочь в работе со студентами на эту тему

Самосознание и его функции

    В рамках психологического анализа самосознание можно считать сложным психологическим процессом, сущность которых состоит в том, чтобы воспринимать многочисленные изображения в различных ситуациях повседневной жизни и деятельности, форм поведения, во всех способах взаимодействия с другими людьми и Объедините эти образы в одно когерентное образование – концепция «я». Самоусознание человека (и, в частности, детей) анализировало С. Л. Рубинштейн на работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самоузнания человека является особой стадией в развитии сознания, этот этап подготовлен путем развития речевых и добровольных движений и появлением независимости. Следовательно, S. L. Рубинштейн предполагает, что несколько из следующих моментов самосознания в человеческом онтогенезе: царствовать на своем собственном теле; появление добровольных движений; Независимое движение и самосборство;

Понимание себя в прошлом, настоящем и будущем;

Принятие в форме самосознания.

Таким образом, по словам исследователя, самосознание начинает формироваться в очень раннем возрасте. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кён, М. Кон) не согласны с этой точкой зрения и утверждают, что развитие самосознания начинается только во время созревания. Считается, что Л. С.с. Калитка как одна из первых, сделала многосторонние исследования по самоуверенности, согласно которому самосознание роста является не только явление его личности и сознания, но и особый момент развития личности – от самоопределения Регенерация и саморегуляция.

Читайте также:  Как почистить ошейник из лисы от грязи? Инструменты и материалы для чистки ошейников из лисы

В ходе развития личности самосознание становится все более сложной, а с увеличением количества изображений в его структуре, адекватным, глубоким и интегральным иминтом его собственного «I» растет в его структуре.

Самоусознание стремительно преследует этапы развития, когда ребенок становится человеком, который сознательно отличает себя от мира других. Таким образом, в общей структуре личности самосознание является сложным, интеграционным свойствам его умственной активности.

Структура самосознания

Самоусознание, один раз в форме, влияет на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий для непрерывности этого процесса, установить стабильный баланс между влияниями внешних, внутренних личностных чувств и форм его поведения.

Самая важная роль в структуре самосознания играет самосовершенствование, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Традиционный взгляд на самосознание принимается как верхняя часть человека психики, состоящая из трех строго связанных компонентов: Самосознание.

Самоконтроль (или саморегуляция).

Самосовершенствование.

Самосознание в свою очередь фигуры посредством самонаблюдения и самооценки. Именно в самооценке как одной из важнейших личностных формаций лучше всего прослеживается временная динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-оценочное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие переживаний и эмоциональных состояний, переживаемых человеком в разное время в разных жизненных ситуациях, не только создает особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и составляет основу самооценки, трансформирует ее. Таким образом, самооценка точно направляет и предопределяет все процессы саморегуляции, результат которых коррелирует со стабильностью и динамикой самооценки.

Рассматривая другие точки зрения на структуру самосознания, следует отдельно представить мнение одного из продолжателей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать следующую обобщенную схему при описании самосознания:

Рисунок 1: Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Autor24 – онлайн-обмен студенческими работами

Таким образом, структура самосознания сосредоточена вокруг «Я», которое через устойчивые структуры самооценки координирует когнитивные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания также связано с ситуативными образами себя, которые «окружают» центральное «я» и его концепцию «я».

Функции самосознания

Более того, в собственном самосознании, т. Е. В самопринятии, можно выделить несколько разновидностей его формирующих элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (настоящего) «я»; элементы идеального «я» и т. д.

На основании приведенных выше соображений можно сделать вывод, что структура самосознания не может функционировать без трех наиболее важных образований: самооценки, самооценки и самовосприятия. С проблемой структуры самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций. Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции: Регулирующая функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регулирует собственное поведение и действия, что проявляется как по отношению к самому себе, так и во взаимоотношениях с окружающим миром. Функция развития и самосовершенствования (описана в работах К. А. Абульчанова, Дж. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). о трактовке самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних трансформаций личности. Благодаря своему мотивационному потенциалу самосознание направляет личность к качественным изменениям, стимулирует стремление к самореализации и позволяет расширить жизненное пространство. Экзистенциальная функция. Это связано с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.

Функция интеграции. Самосознание участвует в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в его соотношении с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями) и в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.

Оцените статью
Добавить комментарий